А всё ли вы знаете о своем ребёнке? Что его беспокоит, что ему важно? Малыш может сам не до конца осознавать свои желания и потребности или же уходить от ответа, если спрашивать напрямую. Психологи в этом случае рекомендуют использовать проективную методику-интервью, которая для ребенка будет увлекательной игрой, а для родителей — возможностью лучше узнать, чем их чадо живёт, о чём думает.

В разговоре младшему школьнику или дошкольнику предложите стать всемогущим волшебником, который может сделать всё, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т.п.

К концу разговора ребёнок постепенно выходит из роли волшебника и снова становится самим собой.

Такое сказочное интервью удобно тем, что дает возможность установить более близкий контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. После каждого ответа хорошо спросить ребенка, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Чтобы лучше понять его мотивацию.

Беседовать лучше наедине с ребенком. Ответы на вопросы лучше записывать дословно, чтобы потом можно было тщательнее проанализировать информацию. Диктофон лучше использовать незаметно или не использовать вообще, если это может вызвать скованность ребенка, внести напряженность в общение, отвлечь его от содержания разговора. Помните, что Вы максимально нейтрально воспринимаете ответы ребенка, какими бы они не были, стараясь воздерживаться от любых оценок и комментариев.

Итак, Вы готовы к путешествию в волшебный мир вашего ребенка? Что ж, тогда надевайте маску наблюдателя, и в путь-дорогу!

Текст сказочного интервью

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький (-ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

- Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

а. - А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

б. - А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный для нас мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

Затем волшебник попадает в школу (или детский садик).

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе (детсаду). Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников? Или воспитателей, одногруппников). Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

а. - Что бы ты сделал для себя? Почему?

б. - Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

- А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

а. - Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

б. - А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

в) маленький козленок, олененок,

ж) обезьяна,

к) собака,

л) птичка (например, синица).

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

а. - Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

б. - А почему ты не хочешь стать… (1-й не выбранный вариант)?

в. - А почему… (2-й не выбранный вариант)?

А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?

Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Что кроется за ответами

После того как ребенок получил удовольствие от игры, самое время родителям извлечь максимум пользы из его ответов. Чтобы лучше понять волшебный мир ребенка, важно обращать внимание на его объяснения «почему» и «зачем», ведь в них дети говорят о своих потребностях, значимых проблемах. Опять же, независимо от того о ком говорит ребенок – он говорит о своих переживаниях, желаниях, страхах. В роли волшебника ребенку просто легче выразить свои чувства и намерения, делая их перенос на других персонажей.

Необходимо также обращать внимание на эмоциональный настрой, мимику ребёнка, чтобы понять насколько важно и значимо для него то, о чём он говорит сейчас. В целом нужно также учесть, что исходя из нашей просьбы представить себя волшебником ребенок может стараться показать себя в лучшем свете.

Возможно, профессиональный психолог может извлечь из интервью больше информации, но любящие и заботливые родители могут лучше почувствовать своего ребенка и дать ему именно то тепло, поддержку, любовь, которые необходимы малышу в данный момент. Успешного исследования!
Если будут вопросы — пишите в комментариях к статье.

Алла Слотвинская

(Это 15 статья из Сундучка предновогодних чудес , присоединяйтесь, чтобы первыми получать от нас следующие идеи, чудеса, сказки и поделки)

Представляю вашему вниманию проективную методику «Волшебный мир». Эта методика предназначена для изучения потребностей, значимых переживаний и проблем ребенка. Представляет собой полустандартизированное интервью, в котором намечена общая «логика» (канва) задаваемых вопросов.


Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики.


Текст методики

— Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

1. Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

а) А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

б) А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

2 . Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой — представь себе это.

3 .Теперь ты у себя дома. Ты — всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т.д.).

Затем волшебник попадает в детский сад.

— В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

4 . Вот теперь ты в детском саду. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для воспитателей, детей?). Почему?

5 . Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

6 . Чуть не забыли о тебе!

а) Что бы ты сделал для себя? Почему?

б) Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

7. А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

— Спасибо, ты — настоящий волшебник!

— Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

8 . Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

9. Ты можешь превратиться в любое животное.

а) Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б) А каким животным ты не хочешь быть? Почему? Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

в) маленький козленок

ж) обезьяна

к) собака

л) птичка (например, синица).

— Ты отлично справился с заданием.

11 .Ты — волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

а)Скажи, кем ты хочешь быть — маленьким, взрослым или таким как есть? Почему?

б) А почему ты не хочешь стать... (1-й не выбранный вариант)?

в)А почему... (2-й не выбранный вариант)?

12 .А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

— Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

13 . А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, ребята?

— Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

14 . а, б, в?

— А почему а, б, в?

— Отлично. А подумай:

15. Чего больше всего боятся дети? Почему? Что доставляет детям наибольшую радость? Почему? А что приносит им наибольшие огорчения? Почему? Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

Лубовский Д.В. Применение диагностического комплекса проективного интервью в работе детского психолога-практика. М., 1992

Интерпретация данных в значительной степени базирует­ся на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», посколь­ку в них дети говорят о своих потребностях, значимых пере­живаниях. Другой основой интерпретации является содержа­тельный анализ ответов, который позволяет углубить представ­ление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситу­ации. Невербальные проявления также дают много информа­ции для психолога практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец, инте­ресные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предположе­ния, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учиты­вать, что идентификация ребенка с волшебником задана ин­струкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенден­ции к социально одобряемым ответам, т.е. стремление пока­зать себя в лучшем свете.

Тест, незаконченных предложений

Данный тест может применяться сам по себе, однако ав­тор методики рекомендует применять его после проведения интервью «Волшебный мир». Предложенная В.Михалом пос­ледовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса SSCT для детей. Тест относится к методикам

дополнения и отчасти к ассоциативным методикам и направ­лен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к детской неформальной и формальной группам, учи­телям, школе, своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых пережи­ваний. Все ответы ребенка следует записывать дословно.

Представленный здесь вариант теста незначительно изме­нен в сравнении с русским переводом оригинала. В нашей редакции устранены стилистические погрешности перевода и изменен порядок предложений.



Инструкция

Я могу предложить тебе вот какую игру. Я буду назы­вать тебе начало предложений, а ты - заканчивать его.

Теперь - внимание! Отвечать нужно быстро и каж­дый раз то, что придет в голову первым, но так, чтобы получа­лось законченное по смыслу предложение. Прежде чем нач­нем игру, можно немного потренироваться. Например, я гово­рю начало предложения:

Каждое утро...

Похвалите ребенка, скажите, что он все правильно понял, а если показалось, что он сказал не первое окончание предло­жения, которое пришло ему в голову, напомните ему инструк­цию еще раз. Можно предложить еще один пример:

Многое отдал бы за то, чтобы я...

При необходимости объясните правило еще раз. Мно­гие авторы, в том числе Михал, рекомендуют фиксировать время" реакции с помощью секундомера. На наш взгляд, это может внести излишнюю нервозность в общение с психо­логом и отвлекать ребенка. Поэтому лучше пользоваться часами с секундной стрелкой, делая это незаметно, пока ребенок обдумывает ответ, отсчитывать про себя 3 с. и ста­вить в протоколе точку после каждого такого интервала. Тест необходимо проводить индивидуально и только в уст­ной форме.

В представленном списке предложения сгруппированы по диагностической направленности на изучение отношения

ребенка к разным лицам и разным проблемам - к матери, отцу, братьям, сестрам, сверстникам; к школе, учителям; ви­дам на будущее и т.д. Порядковый номер перед началом каждого предложения соответствует его месту в списке, пред­лагаемом нами для диагностического применения. Порядок можно менять, но так, чтобы предложения на одну тему рас­пределялись равномерно, а не группировались вместе.

Незаконченные предложения

3. Мы любим маму, а...

15. Я думал, что мама чаще всего...

7. Отцы иногда...

9. Что бы наш папа...

5. Мой брат (сестра)...

11. Если бы мой брат (сестра)... 2. Ребенок в семье...

10. Мои близкие думают обо мне, что я...

4. Бываем среди детей, но...

8. Дети, с которыми я играю...

12. Мои друзья меня часто...

23. Мой учитель (учительница, учителя)...

16. Если бы не было школы...

18. Когда думаю о школе, то...

1. Я думаю, что людей больше...

6. Я достаточно ловкий, чтобы... 21. Я самый слабый...

13. Я хочу, чтобы у меня не было...

17. Я весь трясусь, когда...

19. Если бы все ребята знали, как я боюсь...

20. Был бы очень счастлив, если бы я...

24. Всегда мечтаю...

14. Больной ребенок...

Интерпретация теста

Основу интерпретации составляют содержательный ана­лиз ответов, частота дополнительной части предложения, вре­мя ответа, а также высказывания ребенка по поводу того, ыа-

сколько предложенные фразы соответствуют реальности (по нашим данным, дети говорят об этом довольно часто).

«Наш материал, - пишет автор проективного интервью В. Михал, - представляет собой многократно модифициро­ванный тест Сакса и Леви - SSGT. Тест ориентирован на определение социальной позиции и самопонимание». Соци­альную позицию ребенка исследуют предложения, направлен­ные на изучение его отношения к группе сверстников, учите­лям, родителям и членам семьи. Следует отметить, что случаи, когда во всех окончаниях фраз этой группы имеются призна­ки напряженности, конфликта, должны привлекать особое внимание психолога-практика, поскольку дезадаптация во всех сферах межличностных отношений является симптомом ано­мального развития личности. "Автор методики вслед за Сак­сом рекомендует ставить баллы по ответам (2 балла - серь­езные нарушения, требующие психотерапии, 1 балл - умерен­ные нарушения).

Самопонимание ребенка изучается с помощью предложе­ний, направленных на исследование значимых переживаний ребенка, оценку своих возможностей, а также рефлексивную сомооценку, формирующуюся к началу подросткового возра­ста. Так, ответ 12-летнего ребенка: «Я не знаю, что думаю о себе» на предложение: «Мои близкие думают обо мне, что я...» указывает на запаздывание формирования рефлексивной оцен­ки, но может быть и проявлением психологической защиты. В этом случае предложения о членах семьи будут иметь нейт­ральную эмоциональную окраску или содержать признаки конфликта. Приведенный пример показывает, как, во-первых, один и тот же ответ в различном контексте может означать разные особенности личности ребенка и, во-вторых, как пред­ложение может быть подтверждено или опровергнуто на ос­нове данных того же теста незаконченных предложений.

Для интерпретации отдельных предложений они сгруппи­рованы по следующим категориям:

а) отношение к матери - 3, 15,

б) отношение к отцу - 7, 9,

в) отношение к братьям, сестрам - 5, 11,

г) отношение к семье - 2, 10,

д) отношение к ровесникам - А, 8, 12,

е) отношение к учителям и школе - 23, 16, 18,

ж) отношение к людям в целом - 1,

з) отношение к собственным способностям - 6, 21, и) негативные переживания, страхи - 13, 17, 19,

к) отношение к болезни - 14,

л) мечты и планы на будущее - 20, 22, 24.

Серия рассказов «Детский мир»

Данная серия относится к апперцептивным методикам, подобным ТАТ, САТи их модификациям. Эта часть диагнос­тического комплекса направлена на диагностику отношения ребенка к окружающим людям (родителям, учителям, сверст­никам), а также на выявление значимых переживаний (тре­воги, страха). Полный вариант методики состоит из 10 рисун­ков, сокращенный - из 4 (рис. 1, 2, 3, 10). В отличие от мето­дики «Волшебный мир», где идентификация с определенным персонажем задана инструкцией, в этом задании ребенок отож­дествляет себя с героем рассказа спонтанно и неосознанно. Автор методики рекомендует проводить беседу с ребенком после тестирования, обсудив подробнее отдельные рассказы. Обсуждение рассказов может выполнять психокоррекцион-ную роль (см. стр. 218-223).

Таким образом, все части проективного интервью относятся к различным группам проективных техник, и, следовательно, результаты диагностики высвечивают проблемы ребенка с разных сторон, способствуя успешной психокоррекционной работе. Существенно также то обстоятельство, что результаты обследования детей с помощью комплекса проективного ин­тервью отражают два уровня мотивов: осознаваемые, «моти­вы цели» по терминологии А.Н.Леонтьева (интервью «Вол­шебный мир», отчасти - тест незаконченных предложений), и неосознанные, «мотивы-смыслы» (методика «Детский мир»). Следовательно, на основании результатов обследования про­ективным интервью можно судить о степени осознания ребен-

ком своих проблем, что очень важно при переходе к психо­коррекции.

На этапе освоения методики рекомендуется соблюдать инструкцию, выполнять всю последовательность заданий. Однако опытный практик в зависимости от целей и задач исследования может вносить в тест методики некоторые из­менения: опускать некоторые вопросы, предложения, заменять их другими, менять порядок предъявления незаконченных предложений и рисунков «Детский мир», но непременно со­хранять общий контекст каждой части методики.

Интерпретация всех трех частей комплекса проективного интервью преимущественно содержательная. Следует подчер­кнуть, что между ответами ребенка на отдельные вопросы и симптомами психологического неблагополучия нет однознач­ной связи, и диагностические выводы о характере трудностей ребенка не являются обоснованными, если базируются лишь на отдельных ответах. Такие выводы имеют под собой осно­вания только тогда, когда подтверждаются целым рядом выс­казываний ребенка по всем 3 частям интервью (например, вы­вод о том, что причиной затруднений ребенка является семей­ное неблагополучие, остро им переживаемое, правомерен, если во всех частях диагностического комплекса имеется подтвер­ждение этой гипотезы).

Использование методики Розенцвейга в работе с детьми

Методика разработана и апробирована В. В. Добровым и приводится в авторском изложении. В практической деятель­ности мы столкнулись с рядом задач, в ходе решения которых были вынуждены создать модифицированный вариант мето­дики Розенцвейга.

Задачи, повлекшие за собой изменение методики, носили сугубо конкретный характер. По работе нам часто приходит­ся сталкиваться с таким явлением, как кризис, в который по­падают учащиеся при переходе из начального звена в сред­нее. В литературе «кризис перехода» описан, хотя и неполно.

ЦСИ.ШШ ш^иАоаиагностика t просрориентац ия

Тестовый материал к методике «Детский мир»

Обычно приводятся жалобы родителей и учителей, сводящие­ся к тому, что ребенок стал невнимательным, рассеянным, плохо запоминает, неизвестно о чем думает на уроках, стал раздра­жительным, обидчивым и т.п.

Для того, чтобы проводить консутативно-коррекционную работу с учащимися, учителями и родителями, необходимо было выяснить характер изменений, и в каких значимых для ре­бенка отношениях это происходит.

Первое изменение, которое мы внесли в детский вариант методики Розенцвейга состояло в подборе по трем типам от­ношений: отношения ребенка с родителями («Семья»), отно­шения с учителями («Школа»), отношения со сверстниками («Сверстники»). Второе изменение заключалось в сокраще­нии количества стимульного материала с 24-х до 15-ти карто­чек, по пять карточек на соответствующий тип отношений. Проводя классический вариант методики фронтально, с клас­сом, мы заметили, что к концу тестирования многие учащиеся устают, у них пропадает интерес к работе и, как правило, ме­няется характер ответов. Этим и было вызвано сокращение количества стимульного материала. Третье изменение каса­ется инструкции. Многократное экспериментирование с ин­струкцией дало нам основание утверждать, что большинство детей 3, 5, 6 классов испытывают значительные трудности, когда им предлагается ответить на вопрос: «Как ты думаешь, что, по твоему мнению, скажет второй персонаж, изображенный на картинке?». Механизмы проекции, как нам кажется, у детей данного возраста развиты недостаточно хорошо. По характе­ру ответов видно, что инструкция ими переформулируется в то, как должен ответить второй персонаж, поэтому ответы уча­щихся носят социально-желательный характер, т.е. дети зна­ют, как должен вести себя человек в той или иной ситуации.

Инструкция, которая предлагалась нами, переводит мето­дику из проективной в самооценочную. Однако до проведе­ния методики психологу необходимо установить полный кон­такт с классом, и лишь в ситуации доверия можно проводить данную методику.

Инструкция

«На картинке изображены два персонажа. Представь, что те слова, которые говорит родитель, учитель или сверстник, обращены к тебе. Что бы ты ответил ему в данной ситуации? И потом, форма ответа может быть-одна, а чувства ты можешь испытывать другие, не совпадающие с формой ответа. Поэто­му напиши свой возможный ответ, а в скобках то, что ты при этом чувствовал». После этого мы обычно говорим о том, ка­кие чувства и эмоции бывают. Для создания у учащихся чув­ства безопасности практикуется и анонимное выполнение за­дания. Полученные ответы, на ваш взгляд, говорят сами за себя.

Пример: 1 ситуация. Ответ: «А я не знаю, откуда они там появились (двойки), (испытываю стыд). Или 4 ситуация. Ответ: «Ладно, посмотрю (оп"ять мне сидеть), - обида.

Далее ответы оцениваются и индексируются в соответствии с основной методикой. Исходя из наших целей, мы индекси­ровали только чувства, которые испытывали учащиеся. Рабо­тая с основной методикой, мы отказались от использования ключа и вычисления GGR, т.к. считаем этот показатель мало­операционным. Результат оценивается на уровне анализа тен­денций и отдельных реакций. Для более удобного анализа полученные баллы переводятся нами в проценты, причем бал­лы, полученные по каждому типу отношений, например, по «Семье» принимаются за 100%, и, исходя из этого, высчитыва-ется процент отдельных реакций. В конце составляется таб­лица по всем трем типам отношений. Таким образом, обра­ботка проводится в несколько этапов: индексация ответов учащихся, составление таблиц («Семья», «Школа», «Сверст­ники», общая) на каждого учащегося в баллах, суммирования результатов в общеклассные 4-е таблицы (в баллах) и после этого вычисление процентов, описанных выше. В итоге мы по­лучаем результаты как по одному учащемуся, так и своеоб­разный портрет класса.

Тестовый материал к детскому варианту методики Розенцвейга

Интервью "Волшебный мир"

Данная методика применяется в целях знакомства с ребенком (младшим школьником), его главными проблемами. В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот и т. п. По ходу интервью идентификация со всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Данная методика является удобным средством установить контакт с ребенком, позволяя ему пережить в игре многие значимые для него моменты. В этом заключается психотерапевтический эффект данной методики. После каждого ответа ребенка следует спросить, почему он сделал бы то или иное дело, превратился бы в кого-то и т.д. Эти объяснения являются основой для содержательной интерпретации результатов.

Обследование рекомендуется проводить наедине с ребенком. Ответы на вопросы интервью следует записывать дословно. Использовать магнитофон не рекомендуется, поскольку это может внести напряженность в общение, вызвать ответную зажатость, скованность ребенка, отвлечь его от содержания беседы. В свою очередь, эмоциональный контакт с ребенком в ходе интервью необходим для перехода к дальнейшему этапу диагностической работы или к психокоррекции.

Текст методики

Нравятся ли тебе сказки? Маленькие дети всегда любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький(ая), но, я думаю, тебе понравится такая немного сказочная игра.

Представь себе, что у тебя есть волшебная ракета, которая перенесла тебя в сказочную страну. Там все, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже. Можешь себе такое представить?

А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране? Почему?

А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране? Почему? Мы еще на минутку задержимся здесь. Теперь представь себе, что ты волшебник (фея): ты очень сильный, с помощью волшебства ты можешь все, что захочешь. Ты можешь создавать, изменять, расколдовывать, сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло.

Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? И зачем? Ты все еще волшебник (фея). Ты садишься в ракету и возвращаешься назад, в привычный нам мир. Прежде всего, давай зайдем к тебе домой - представь себе это.

Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник, что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для папы, для мамы и т. д.)

Затем волшебник попадает в школу.

В твоих силах что-то сделать, изменить, уничтожить, сделать так, как ты хочешь.

Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? (Дополнительные вопросы: для учителей, одноклассников?) Почему?

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами. Что бы ты сделал для них? Почему?

Чуть не забыли о тебе!

Что бы ты сделал для себя? Почему?

Что бы ты изменил или уничтожил? Почему?

А для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, ты - настоящий волшебник!

Если бы ты стал волшебником, ты мог бы принять какой угодно облик, превратился бы в кого или во что хочешь.

Скажи, во что или в кого ты бы хотел превратиться? Почему?

А во что или в кого ты ни за что не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в любое животное.

а) кошка

в) маленький козленок, олененок

ж) обезьяна

з) тигр
и) заяц
к) собака

л) птичка (например, синица)

Ты отлично справился с заданием.

Ты - волшебник, у тебя огромные возможности, ты можешь выбрать одно из трех: стать маленьким ребенком, взрослым или остаться таким, какой ты есть.

- Скажи, кем ты хочешь быть - маленьким, взрослым или таким, как есть? Почему?

А почему ты не хочешь стать... (1-й невыбранный вариант)?

А почему... (2-й невыбранный вариант)?

- А хотел бы ты стать девочкой (мальчиком)? Почему?

Ты отлично справился с заданием, но каждая игра кончается, и наша тоже. И теперь ты снова не волшебник, а (имя, фамилия ребенка).

А кстати, тебе нравится твое имя? Не нравится? Почему? А фамилия? Не нравится? Почему? Хотел ли бы ты, чтоб тебя звали по-другому? Почему? И как тебя зовут родители, друзья в классе, ребята?

Очень хорошо, давай представим себе (только это уже будет не сказочная игра), что все твои желания исполняются, любые, но только 3.

а. - Ты каким бы животным хотел стать? Почему?

б. - А каким животным ты не хочешь быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть тебе разных животных, а ты будешь говорить, хотел бы ты стать кем-то из них или нет, и почему.

А почему а, б, в?

Отлично. А подумай:

а. - Чего больше всего боятся дети? Почему?

б. - Что доставляет детям наибольшую радость? Почему?

в. - А что приносит им наибольшие огорчения? Почему?
- Молодец! Что тебе понравилось больше всего в игре?

Интерпретация результатов

Интерпретация данных в значительной степени базируется на ответах ребенка на вопросы «почему», «зачем», поскольку в них дети говорят о своих потребностях, значимых переживаниях. Другой основой интерпретации является содержательный анализ ответов, который позволяет углубить представление о переживаниях ребенка и о реальной житейской ситуации. Невербальные проявления также дают много информации для психолога-практика. Именно по ним можно судить о глубине переживаний ребенка, субъективной значимости тех или иных проблем, о которых он упоминает. Наконец интересные результаты дает и формальный анализ высказываний: их длина, развернутость, лексика, грамматическое построение могут подтвердить или поставить под сомнение предложения, возникающие в ходе интерпретации результатов.

В целом при интерпретации результатов следует учитывать, что идентификация ребенка с волшебником задана инструкцией и, следовательно, является осознанной, вследствие чего высказывания ребенка могут быть подвержены тенденции к социально одобряемым ответам, т.е. стремлению показать себя в лучшем свете.

Тест животных Заззо 1

Тест животных Заззо используется для определения основных тенден­ций и ценностей ребенка 5-12 лет. Он представляет собой набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему. Сначала ребенок должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или анти­патию к животным, названия которых читает исследователь. Каждую реак­цию ребенок должен обосновать (табл. 7.10). Интерпретация исходит из «портретов животных» и их индексов полярности.

Таблица 7.10. Категория идентификации с животными по полярности
Степень полярности Идентификация Индекс полярности
Высокоотрицательная мышь -0,94
змея -0,78
Отрицательная лягушка -0,68
заяц -0,51
Незначительно отрицательная медведь -0,35
орел -0,29
Амбивалентная тигр -0,14
лев -0,01
олень 0,10
Незначительно положительная черепаха 0,25
лошадь 0,33
олененок 0,40
Положительная слон 0,50
собака 0,53
кошка 0,53
белка 0,62
обезьяна 0,68

Модификацией данного теста является проективное интервью «Волшеб­ный мир», конспект которого, составленный Н. Д. Игнатьевой, мы здесь приводим 17:

Тест «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

Инструкция. Маленькие дети любят сказки. Ты, конечно, уже не маленький, но думаю, тебе понравится такая немножко сказочная игра. Представь, что у нас есть волшебная ракета, которая перенесла нас в вол­шебную страну. Все там, как в сказке: и люди сказочные, и ты тоже... Ты ведь можешь такое представить.

1. А теперь скажи мне, кем бы ты хотел быть в этой сказочной стране 1 А почему ты хочешь быть... ? А кем бы ты не хотел быть в сказочной стране" А почему?

Мы еще на минутку задержимся в сказочной стране. Теперь представь, что ты волшебник (волшебница, фея): у тебя громадная сила, ты можешь все, что захочешь. Ты можешь с помощью волшебства создавать, изменять, рас­колдовывать или сделать так, чтобы что-нибудь совсем исчезло...

2. Так скажи мне, волшебник, что бы ты сделал? А зачем? Для чего?

Ты все еще волшебник (фея). Мы садимся с тобой в ракету и возвраща­емся назад, в привычный для нас мир. Прежде всего давай зайдем к тебе домой - представь как можно лучше.

3. Теперь ты у себя дома. Ты - всемогущий волшебник. Что бы ты сде­лал? А почему? А зачем? Что бы ты сделал для мамы (папы, сестры, бабуш­ки, дедушки)?

Дополнительные вопросы: Зачем? Почему?



Затем волшебник попадает в школу. В твоих силах что-нибудь создать, изменить или уничтожить, сделать так, как хочешь.

4. Вот теперь ты в школе. Что бы ты сделал? А почему? Зачем, для чего? Что бы ты сделал для учителя? для одноклассников?

Дополнительные вопросы.

Теперь ты, волшебник, играешь с ребятами.

5. Что бы ты наколдовал для ребят? Зачем? Почему?

Чуть не забыли о тебе.

6. Что бы ты сделал для себя? Почему? Что бы ты изменил или совсем уничтожил? Почему? Для чего?

7. Ну а для меня, волшебник, что бы ты сделал? Почему?

Спасибо, волшебник, ты самый настоящий волшебник.

Если бы ты был волшебником, то мог бы принять какой угодно облик.

8. Скажи, во что бы ты хотел превратиться? или в кого? Почему? А во что или в кого ты не хотел бы превратиться? Почему?

Ты можешь превратиться в какое угодно животное.

9. Каким животным ты больше всего хотел бы быть? Почему?

Конечно, ты знаешь много зверей и зверят. Я буду называть животных, а

ты будешь говорить, хотел бы ты быть таким животным или нет (+, -, в скоб­ках мотивировка): кошка; лев; маленький козленок, олененок; змея; орел; мышь; обезьяна; тигр; заяц; собака; птичка, например синица; червяк.

Ты отлично справился с заданием.

Ты волшебник, у тебя огромная власть... Ты можешь выбрать одну из трех Возможностей:

□ стать маленьким ребенком;

□ остаться таким, как есть;

□ стать взрослым.


10. Скажи, кем бы ты хотел быть - маленьким ребенком, остаться та­ким, как есть, или стать взрослым? Почему? Зачем? А почему ты не хочешь стать... ? Почему? А почему ты не хочешь стать... ? Почему?

11. А теперь скажи мне, хотел бы ты быть девочкой или мальчиком? Почему?

Ты отлично справился с ролью волшебника. Однако каждая игра кончает­ся, даже играв волшебника. Теперь ты уже не волшебник, ты снова... (Ф. И. О.)

12. Кстати, нравится тебе твое имя? (Если не нравится, то почему?) А фа­милия? (Если нет, то почему?)

Ты очень сообразительный мальчик (девочка). Давай вот что попробуем, но это уже не будет сказочная игра. Представь, что исполнятся твои самые большие желания, например такие, которые когда-нибудь исполнятся, или, может быть, такие, которые вряд ли когда-нибудь исполнятся. Пусть это будут твои сокровенные желания. Однако каждая игра имеет свои правила, и у нашей игры есть правило: ты можешь выбрать лишь три желания.

Ты отлично справился с этим вопросом, а теперь подумай над следующим:

13. Чего больше всего боятся дети? Что доставляет детям наибольшие огорчения?

Наша игра закончилась.

Как понравилась она тебе?А что тебе понравилось больше всего?

Похвалить и задать необходимые вопросы.

Продолжительность тестирования - 25-30 мин.

Интерпретация результатов теста «ВОЛШЕБНЫЙ МИР»

Апробация на 93 детях (53 мальчика и 40 девочек).

Кем бы ты хотел быть?

Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.11, 7.12):

сказочные герои........................ 74,1

животные.................................... 11,8

реальные лица............................. 9,7

другие варианты........................ 2,2

не знаю........................................... 2,2


Реальные лица: мама, учительница, повариха, капитан, космонавт... Для оценки стереотипа используем коэффициент, выраженный в про­центах, относительную частоту наиболее распространенных ответов (обрат­но пропорционален показателю оригинальности).

50-70% одинаковых ответов - высокий коэффициент стереотипности. 30% - средний коэффициент стереотипности. 19,4% - низкий коэффициент стереотипности.

Объяснения весьма разнообразны: вскрывают мотивы ребенка и явля­ются основой интерпретации.

Кем бы не хотел стать? Частота (%) наиболее распространенных ответов (табл. 7.13, 7.14):

сказочные герои..................... 62,4%

животные.................................... 8,6%

реальные лица........................ 17,2%

Контридентификация имеет большой коэффициент стереотипности (26,9%) и большую частоту реальных лиц.



Реальные лица: слуга, официантка, «плохой человек», повар, «человек». В зависимости от ПОЛА: мальчики отдают предпочтение волшебнику, ко­торый может активно участвовать в волшебном мире, девочки - принцессе.


В зависимости от ВОЗРАСТА: среди девочек тенденция развития более отчетливая: с возрастом увеличивается частота отождествления со сказоч­ным героем:

Онтогенетический профиль:

девочки........................... 63%-86-90

мальчики........................ 75%-64-85

Некоторые ответы имеют как положительные, так и отрицательные ре­зультаты выбора (принцесса), другие только положительные (кошка) или только отрицательные (змея).

Отношение разности положительных и отрицательных выборов к обще­му числу всех выборов одного и того же объекта называется индексом по­лярности:


где /- число идентификаций; К - число контридентификаций.

Как следует из формулы, индекс полярности может принимать любые значения - от 1,0 до -1,0. Положительные значения показывают, что пре­обладают положительные выборы, отрицательные - наоборот. Граничные значения имеют следующий психологический смысл:

1,0- экстремальный положительный объект, выбранный всеми ре­спондентами;

0 - амбивалентный объект; - 1,0 - экстремальный отрицательный объект, исключаемый всеми.

Индекс полярности для первых двух вопросов теста:

принц, принцесса................................ 0,8

король, королева................................ 0,6

волшебник...................................... -0,46

черт................................................ -0,50

дракон............................................. -0,82

кошка.................................................. 1,0 ■ *■

змея.................................................. - 1,0

Наиболее важными для интерпретации являются ответы на вопрос «по­чему?». Мотивы выбора разнообразны: носят личностный характер, опре­деляются позицией ребенка. Именно личностные объяснения являются по­лезными для диагностических заключений, например: идентификация:

□ с феей («делает другим гадость»);

□ с кошкой («каждый может с ней играть»);

□ с ребенком («может быть все время с мамой»);

контридентификация:

□ с собакой («однажды меня укусила»);

□ с человеком («должен умереть»).

(Интерпретационные возможности приводятся в последовательности убывания количества совпадающих объяснений (табл. 7.15-7.21):

Принц, принцесса {р = 0,80):

а) потребность вызывать восхищение, быть центром;

б) стремление к богатству, роскоши, изобилию;

в) потребность быть благородным, отзывчивым;

г) потребность главенствовать, управлять другими (отвергается как «пло­хое» качество).

Король, королева (р ~ 0,69):

а) потребность главенствовать, организовывать, управлять другими, кон­тролировать, вмешиваться (доминантная, частично агрессивная позиция):

б) потребность помогать, защищать других;

в) потребность красоваться, вызывать восхищение, быть центром вни­мания (экспозиционная или эксгибиционная позиция; отвергается из-за «плохих» качеств).

Волшебник (р = -0,46):

а) стремление к власти, силе;

б) потребность в творчестве, изобретательности, активности;

в) потребность оказывать помощь, защищать других (протективная по­зиция);

г) стремление к богатству, изобилию (отвергается из-за «плохих» качеств, противного внешнего вида, ненависти людей - потребность в аффиляции).

Дракон (р = -0,82) отвергается из-за жестокости, агрессивности, безоб­разного вида, выбор дракона является индикатором неприспособленности, агрессивности или других нарушений.

Варианты ответов: «Перевернула бы весь мир наизнанку», «Превратила бы человека в ка­мень», «Чтобы люди не ссорились», «Чтобы я не носила очки», «Чтобы никто не умирал».

Таблица 7.15. Что бы ты сделал? (абсолютная частота)


На дополнительные вопросы чаще всего выбирают: Для мамы:

□ предметы одежды......................................... 35,5%

□ коммунальное оборудование....................... 20,4%

□ меньше работы по дому (красоту, здоровье) Для папы:

□ предметы одежды........................................ 29,0%

□ машину......................................................... 26,9%

□ меньше работы, высокую зарплату, чтобы раньше возвращался домой с работы (!), чтобы был моложе.

Признак нарушения (если это не противоречит основаниям выбора) - ответ «не знаю», или индифферентный, или отрицательный ответ «ничего».

Если ребенок перечисляет «подарки», то можно сказать: «хорошо, все это полезные вещи, но ты всемогущий волшебник, можешь пожелать не только вещи» - иногда удается полу­чить ценную информацию. Оптимальным является клише: «...хорошо, а что еще?».

Отрицательная позиция по отношению к школе имелась у 18% детей. Коэффициент сте­реотипности достаточно высок.

На дополнительные вопросы дети чаще выбирают для учителя:

предметы одежды............................................................................................ 20,4%

другие подарки............................................................................................. 20,4%

чтобы учителя не огорчали........................................................................... 12,9%

чтобы учитель был: добрым, справедливым, лучше объяснял материал... 4,3%

Очевиден «скачок» между 10-ю и 12-ю годами: эта тенденция соответ­ствует онтогенезу и видна по другим позициям.

Хотел бы превратиться в... ?

Животное.................................. 35,5%

Сказочный герой.................... 23,7%

Другой человек....................... 16,1%

Литературный герой............. 3,2%

Предмет..................................... 3,2%

Остаться самим собой......... 3,2%

Не знаю..................................... 16,1%

Коэффициент стереотипности низок.

Двенадцать идентификаций было отобрано по результатам предварительного опыта с 27 животными. Вынужденный выбор с большим числом животных уменьшает риск поверхнос­тной, случайной ассоциации при спонтанном выборе и позволяет вызвать много дифферен­цированных позиций. С помощью таких выборов и их обоснований ребенок косвенно опи­сывает черты собственной личности.

Положительный выбор мелких животных (мышь, червяк, змея), если это не противоречит обоснованиям выбора, является признаком нарушения или неприспособленности, неприспособляемости.

«Характеристики» животных

Кошка (р = 0,53):

а) потребность быть полезным, помогать другим;

б) потребность быть привлекательным, прелестным, красивым;

в) потребность быть любимым, потребность в ласке, в защите;

г) потребность в безопасности, доме, удобстве;

д) потребность в физической проворности, ловкости.

Отказ из-за агрессивности, льстивости, стремление избежать агрессив­ности: «люди ее мучают и обижают».

Онтогенетический профиль индекса полярности:

Идентификация с кошкой согласно выбора девочек является исклю­чительно положительной, для мальчиков - умеренно положительной (для 12-тилетних даже амбивалентной: идентифицируют ее как вредное живот­ное: «ловит птиц», «подлиза», «агрессивная»).

Лев (р = 0,01). Доминантная позиция, стремление к власти, управлению, потребность в социальной значимости (престиж, авторитет), потребность в силе:

а) агрессивная позиция, потребность нападать, уязвлять;

б) потребность в свободе, независимости;

в) желание быть красивым, вызывать восхищение.

Отказ из-за агрессивности, из-за того, что сидит в клетке (потребность в свободе).

Онтогенетический профиль индексов полярности:

В мотивации идентификации преобладают: агрессивность, доминант­ность, автономность, частично агрессивность, физическая сила.


Маленький козленок, олененок (р - 9,40):

а) потребность в красивом внешнем виде, быть прелестным;

б) потребность в уверенности, безопасности, материнской защите;

в) потребность в свободе.

Отвергается из-за беззащитности, уязвимости, пугливости, трусливости. Онтогенетический профиль полярности:

Орел (р = 0,29):

а) потребность в свободе, «взлете»;

б) потребность быть полезным, признания, исключительности (царь птиц);

в) потребность в доминировании (царь птиц);

г) частично агрессивная и защитная позиция.

Отвергается из-за агрессивности, жестокости, уязвимости, мрачности. Онтогенетический профиль индекса полярности: Мотивировка выбора: «свобода» - 5% девочек, 30% мальчиков; агрес­сивность - 0% девочек, 4% мальчиков.