Валовой внутренний продукт (ВВП)

Валовой внутренний продукт (Gross National Product) - это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных в экономике (внутри страны) в течение одного года.

Проанализируем каждое слово этого определения:

  • Совокупная. ВВП - это агрегированный показатель, характеризующий общий объем производства, совокупный выпуск.
  • Рыночная. В стоимость ВВП включаются только официальные рыночные сделки, т.е. которые прошли через процесс купли-продажи и были официально зарегистрированы. Поэтому в ВНП не включается:
  • а) труд на себя (человек сам строит себе дом, вяжет свитер, ремонтирует квартиру, мастер сам себе чинит телевизор или автомобиль, парикмахер делает себе прическу);

    б) труд на безвозмездной основе (дружеская помощь соседу починить забор, приятелю сделать ремонт, знакомому довезти до аэропорта);

    в) стоимость товаров и услуг, производимых «теневой экономикой».

    Хотя продажа продукции, произведенной подпольно, является рыночной сделкой, однако она официально не регистрируется и не фиксируется налоговыми органами. Объем производства этого «сектора» экономики составляет в развитых странах от трети до половины совокупного выпуска. Под теневой экономикой понимаются те виды производств и деятельности, которые официально не зарегистрированы и не учитываются национальными статистическими и налоговыми службами. К теневой экономике, таким образом, относятся не только незаконные виды деятельности (наркобизнес, подпольные притоны и игорные дома), но и вполне легальные виды, прибыль от которых однако укрывается от уплаты налогов. Для оценки доли теневой экономики не существует прямых методов подсчета, и, как правило, используются косвенные методы, такие как дополнительный расход электроэнергии сверх расходуемого официально и дополнительная денежная масса (количество денег) в обращении сверх необходимой для обслуживания официальных сделок.

  • Стоимость. ВВП измеряет совокупный объем производства в денежном выражении, т.е. в стоимостной форме, поскольку иначе невозможно сложить яблоки с дубленками, автомобилями, компьютерами, CD-плейерами, пепси-колой и т.д. Деньги служат измерителем стоимости всех товаров, позволяющим оценить, соизмерить ценности всех производимых экономикой разнообразных видов товаров и услуг.
  • Конечных. Вся продукция, производимая экономикой делится на конечную и промежуточную. Конечная продукция – это продукция, которая идет в конечное потребление, и не предназначена для дальнейшей производственной переработки или перепродажи. Промежуточная продукция идет в дальнейший процесс производства или перепродажу. Как правило, к промежуточной продукции относится сырье, материалы, полуфабрикаты и т.п. Однако в зависимости от способа использования один и тот же товар может быть и промежуточным продуктом, и конечным. Так, например, мясо, купленное домохозяйкой для борща, является конечным продуктом, так как пошло в конечное потребление, а мясо, купленное рестораном «МакДональдс» – промежуточным, так как будет подвергнуто переработке и вложено в чизбургер, который и будет в данном случае конечным продуктом. Все перепродажи (продажи подержанных вещей) также не включаются в ВВП, поскольку их стоимость уже была однажды учтена в момент их первой покупки конечным потребителем.
  • В ВВП включается только стоимость конечной продукции с тем, чтобы избежать повторного (двойного) счета. Дело в том, что, например, в стоимость автомобиля включается стоимость железа, из которого делают сталь; стали, из которой получают прокат; проката, из которого сделан автомобиль. Подсчет стоимости конечной продукции поэтому ведется по добавленной стоимости. Рассмотрим это на примере. Предположим, что фермер вырастил зерно, продал его мельнику за $5, который смолол зерно в муку. Муку он продал пекарю за $8, сделавшему из муки тесто и выпекшему хлеб. Выпечку пекарь продал булочнику за $17, который продал хлеб покупателю за $25. Зерно для мельника, мука для пекаря, выпечка для булочника являются промежуточной продукцией, а хлеб, который булочник продал покупателю – конечной продукцией.

    Таблица 1. Добавленная стоимость

    зерно $5 $0 $5

    мука $8 $5 $3

    тесто $17 $8 $9

    хлеб $25 $17 $8

    Итого: $55 $30 $25

    В первом столбце представлена стоимость всех продаж (общая выручка от продаж всех экономических агентов), равная 55 $ (total output). Во втором – стоимость промежуточной продукции (30 $), а в третьем – сумма добавленных стоимостей (25 $). Таким образом, добавленная стоимость представляет собой чистый вклад каждого производителя (фирмы) в совокупный объем производства. Сумма добавленных стоимостей (25 $) равна стоимости конечной продукции, т.е. той сумме, которую заплатил конечный потребитель (25 $). Поэтому, чтобы избежать повторного счета, в ВНП включается только добавленная стоимость, равная стоимости конечной продукции. Добавленная стоимость – это разница между общей выручкой от продаж и стоимостью промежуточной продукции (т.е. стоимостью сырья и материалов, которые каждый производитель (фирма) покупает у других фирм). В нашем примере: 55 – 30 = 25 ($). При этом все внутренние затраты фирмы (на выплату заработной платы, амортизацию, аренду капитала и др.), а также прибыль фирмы включаются в добавленную стоимость.

  • Товаров и услуг. Все, что не является товаром или услугой, не включается в ВВП. Те платежи, которые делаются не в обмен на товары и услуги, не учитываются в стоимости ВВП. К таким платежам относятся трансфертные выплаты и непроизводительные (финансовые) сделки. Трансфертные платежи делятся на частные и государственные и представляют собой как бы подарок. К частным трансфертам относятся, в первую очередь, выплаты, которые родители делают детям; дары, которые друг другу делают родственники и т.п. Государственные трансферты – это выплаты, которые государство делает домохозяйствам по системе социального обеспечения и фирмам в виде субсидий. Трансферты не включаются в стоимость ВВП: 1) так как за трансфертами не стоит оплата ни товара, ни услуги, т.е. в результате этой выплаты не происходит изменение величины ВВП, т.е. не производится ничего нового, и совокупный доход лишь перераспределяется; 2) чтобы избежать двойного счета, поскольку трансфертные платежи включаются в потребительские расходы домохозяйств (это часть их располагаемого дохода) и в инвестиционные расходы фирм (в качестве субсидий). К финансовым сделкам относится купля и продажа ценных бумаг (акций и облигаций) на фондовом рынке. Поскольку за ценной бумагой также не стоит оплата ни товара, ни услуги, эти сделки не изменяют величину ВВП и является результатом перераспределения средств между экономическими агентами. (При этом следует иметь ввиду, что выплата доходов по ценным бумагам обязательно включается в стоимость ВВП, поскольку является платой за экономический ресурс, т.е. факторным доходом, частью национального дохода).
  • Произведенных в экономике (внутри страны). Это утверждение важно для того, чтобы понять отличие показателя валового внутреннего продукта (Gross Domestic Product) - ВВП - от валового национального продукта (Gross National Product) – ВНП. ВНП представляет собой совокупную рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных гражданами страны с помощью принадлежащих им, т.е. национальных факторов производства, неважно на территории данной страны или в других странах. При определении ВВП критерием выступает фактор национальной принадлежности. А ВВП – это совокупная рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, неважно с помощью национальных или иностранных факторов производства. При определении ВВП критерием является территориальной фактор. В большинстве развитых стран отличие ВВП от ВНП не превышает 1%. Различие между этими показателями существенно для стран, получающих высокие от предоставляемых ими услуг гражданам других стран (например, туристических услуг - Кипр, Греция, Мальта и др. - или банковских услуг - Люксембург, Швейцария).
  • В течение одного года. В соответствии с этим условием все товары, произведенные в предыдущие годы, десятилетия, эпохи не учитываются при подсчете ВВП, поскольку они уже были учтены в стоимости ВВП соответствующих лет. Поэтому, чтобы избежать двойного счета, в ВВП включается только стоимость объема производства данного года.

Способы измерения валового внутреннего продукта (ВВП)

Для расчета ВВП может быть использовано три метода:

  1. по расходам (метод конечного использования);
  2. по доходам (распределительный метод);
  3. по добавленной стоимости (производственный метод).

Использование этих методов дает одинаковый результат, поскольку в экономике совокупный доход равен величине совокупных расходов, а величина добавленной стоимости равна стоимости конечной продукции, при этом величина стоимости конечной продукции есть не что иное, как сумма расходов конечных потребителей на покупку совокупного продукта.

ВВП «ПО РАСХОДАМ»

ВВП, подсчитанный по расходам, представляет собой сумму расходов всех макроэкономических агентов, поскольку в данном случае учитывается, кто выступил конечным потребителем произведенных в экономике товаров и услуг, кто израсходовал средства на их покупку. При подсчете ВВП по расходам суммируются:

Расходы домохозяйств (потребительские расходы - С) + расходы фирм (инвестиционные расходы – I) + расходы государства (государственные закупки товаров и услуг – G) + расходы иностранного сектора (расходы на чистый экспорт), обозначаемые Xn (net export)

Потребительские расходы (consumption spending – С) – это расходы домохозяйств на покупку товаров и услуг. Они составляют от 2/3 до 3/4 совокупных расходов, являются основным компонентом совокупных расходов и включают: - расходы на текущее потребление, т.е. на покупку товаров краткосрочного пользования (к таковым относятся товары, служащие менее одного года, но следует однако заметить, что вся одежда, независимо от срока ее действительного использования – 1 день или 5 лет – относится к текущему потреблению); - расходы на товары длительного пользования, т.е. товары, служащие более одного года (к ним относятся мебель, бытовая техника, автомобили, яхты, личные самолеты и др., при этом исключение составляют расходы на покупку жилья, которые считаются не потребительскими, а инвестиционными расходами домохозяйств); - расходы на услуги (современную жизнь невозможно представить себе без наличия большого спектра услуг, причем доля расходов на услуги в общей сумме потребительских расходов постоянно возрастает). Таким образом,

Потребительские расходы = расходы домохозяйств на текущее потребление + расходы на товары длительного пользования (за исключением расходов домохозяйств на покупку жилья) + расходы на услуги

Инвестиционные расходы (investment spending - I) – это расходы фирм и на покупку инвестиционных товаров. Под инвестиционными товарами понимаются товары, увеличивающие запас капитала. Инвестиционные расходы включают:

Инвестиции в основной капитал, которые состоят из расходов фирм: а) на покупку оборудования и б) на промышленное строительство (промышленные здания и сооружения);

Инвестиции в жилищное строительство (расходы домохозяйств на покупку жилья);

Инвестиции в запасы (товарно-материальные запасы включают в себя: а) запасы сырья и материалов, необходимые для обеспечения непрерывности процесса производства; б) незавершенное производство, что связано с технологией производственного процесса; в) запасы готовой (произведенной фирмой), но еще не проданной продукции.

Инвестиции в основной капитал и инвестиции в жилищное строительство составляют фиксированные инвестиции (fixed investment). Инвестиции в запасы (inventory investment) представляют собой изменяющуюся часть инвестиций, и при подсчете по расходам в ВВП включается не величина самих товарно-материальных запасов, а величина изменения запасов, которое произошло в течение года. Если величина запасов увеличилась, то ВВП увеличивается на соответствующую величину, поскольку это означает, что в данном году были сделаны дополнительные инвестиции, увеличившие запасы. Если величина запасов уменьшилась, что означает, что в данном году была продана продукция, произведенная и пополнившая запасы в предыдущем году, следовательно, ВВП данного года следует уменьшить на величину сокращения запасов. Таким образом, инвестиции в запасы могут быть как положительной, так и отрицательной величиной.

При подсчете ВВП по расходам под инвестициями понимают валовые внутренние частные инвестиции. Валовые инвестиции (gross investment - Igross) представляют собой совокупные инвестиции, включающие в себя как восстановительные инвестиции (амортизацию – depreciation - A) , так и чистые инвестиции (net investment – Inet): I gross = A + I net Такое деление инвестиций связано с особенностями функционирования основного капитала. Дело в том, что в процессе своего использования основной капитал изнашивается, «потребляется» и требует замены, «восстановления» износа. Та часть инвестиций, которая идет на возмещение износа основного капитала носит название восстановительных инвестиций или амортизации (depreciation). В системе национальных счетов они фигурируют под названием «capital consumption allowances», что можно перевести как «стоимость потребленного капитала» или «потребление основного капитала» в экономике. Таким образом, деление инвестиций на чистые инвестиции и амортизацию имеет отношение только к основному капиталу. Инвестиции в запасы – это чистые инвестиции.

Чистые инвестиции – это дополнительные инвестиции, увеличивающие размеры капитала фирм. Значение чистых инвестиций состоит в том, что они являются основой расширения производства, роста объема выпуска. Если в экономике есть чистые инвестиции I net > 0, т.е. валовые инвестиции превышают амортизацию (восстановительные инвестиции), I gross > A, то это означает, что в каждом следующем году реальный объем производства будет выше, чем в предыдущем. Если валовые инвестиции равны амортизации I gross = A, т.е. I net = 0, то это ситуация так называемого «нулевого» роста, когда в экономике в каждом следующем году производится столько же, сколько в предыдущем. Если же чистые инвестиции отрицательны I net

ЧИСТЫЕ ИНВЕСТИЦИИ = чистые инвестиции в основной капитал + чистые инвестиции в жилищное строительство + инвестиции в запасы

ВАЛОВЫЕ ИНВЕСТИЦИИ = чистые инвестиции + амортизация (стоимость потребленного капитала)

В инвестиционные расходы в системе национальных счетов включаются только частные инвестиции (private investment), т.е. инвестиции частных фирм (частного сектора), и не включаются государственные инвестиции, которые являются частью государственных закупок товаров и услуг.

Следует также иметь в виду, что в этом компоненте совокупных расходов учитываются только внутренние инвестиции, т.е. инвестиции фирм-резидентов в экономику данной страны. Зарубежные инвестиции фирм-резидентов (foreign investment) и инвестиции иностранных фирм в экономику данной страны включаются в такой компонент совокупных расходов как чистый экспорт. Если величина чистого экспорта отрицательная, то это соответствует тому, что чистые зарубежные инвестиции (net foreign investment) отрицательны. Если чистый экспорт положителен, то величина чистых зарубежных инвестиций положительна.

Третий элемент совокупных расходов – государственные закупки товаров и услуг (government spending - G), которые включают:

Государственное потребление (расходы на содержание государственных учреждений и организаций, обеспечивающих регулирование экономики, безопасность и правопорядок, политическое управление, социальную и производственную инфраструктуру, а также оплату услуг (жалование) работников государственного сектора);

Государственные инвестиции (инвестиционные расходы государственных предприятий)

Следует отличать понятие «государственных закупок товаров и услуг» (government spending) и понятие «государственных расходов» (government spendings). Последнее понятие включает в себя также трансфертные платежи и выплаты процентов по государственным облигациям, которые, как уже отмечалось, не учитываются в ВВП, поскольку не являются ни товаром, ни услугой, предоставляются не в обмен на товары и услуги и является результатом перераспределения совокупного дохода.

Чистый экспорт Последним элементом совокупных расходов является чистый экспорт (net export – Хn). Он представляет собой разницу между доходами от экспорта (export – Ex) и расходами по импорту (import - Im) страны и соответствует сальдо торгового баланса: Xn = Ex – Im.

ВВП по расходам = потребительские расходы (С) + валовые инвестиционные расходы (I gross) + государственные закупки (G) + чистый экспорт (Xn)

ВВП «ПО ДОХОДАМ»

Вторым способом расчета ВВП является распределит0ельный метод или метод расчета по доходам. В этом случае ВВП рассматривается как сумма доходов собственников экономических ресурсов (домохозяйств), т.е. как сумма факторных доходов. Факторными доходами являются:

Заработная плата и жалование служащих (wages and salaries) частных фирм, представляющая собой доход от фактора «труд», т.е. оплату услуг труда и включающая все формы вознаграждения за труд, в том числе основную заработную плату, премии, все виды материального поощрения, оплату сверхурочных работ и т.п. (жалование государственных служащих не включается в этот показатель, так как оно выплачивается из средств государственного бюджета (доходов бюджета) и является частью государственных закупок, а не факторным доходом);

Арендная плата или рента (rental payments) – доход от фактора «земля» и включающая в себя платежи, полученные владельцами недвижимости (земельных участков, жилых и нежилых помещений) (при этом, если домовладелец не сдает в аренду принадлежащие ему помещения, то в системе национальных счетов при подсчете по доходам в ВНП учитываются доходы, которые мог бы получать этот домовладелец, если бы он предоставлял эти помещения в аренду; подобные вмененные доходы носят название «условно начисленной арендной платы» и включаются в общую сумму рентных платежей;

Процентные платежи или процент (percent payments), являющиеся доходом от капитала, платой за пользование капиталом, используемым в процессе производства (поэтому в сумму процентных платежей включаются проценты, выплаченные по облигациям частных фирм, но не включаются проценты, выплаченные по государственным облигациям (так называемое «обслуживание государственного долга»), поскольку государственные облигации выпускаются не с производственными целями, а с целью финансирования дефицита государственного бюджета);

Прибыль, т.е. доход от фактора «предпринимательские способности». В системе национальных счетов прибыль делится на две части в соответствии с организационно-правовой формой предприятий:

Прибыль некорпоративного сектора экономики, включающего единоличные (индивидуальные) фирмы и партнерств (этот вид прибыли носит название «доходы собственников» (proprietors’ income);

Прибыль корпоративного сектора экономики, основанного на акционерной форме собственности (акционерном капитале) (этот вид прибыли называется «прибыль корпораций». Прибыль корпораций делится на три части: 1) налог на прибыль корпораций (выплачиваемый государству); 2) дивиденды (распределяемая часть прибыли), которые корпорация выплачивает акционерам; 3) нераспределенная прибыль корпораций, остающаяся после расчетов фирмы с государством и владельцами акций и служащая одним из внутренних источников финансирования чистых инвестиций, что является для корпорации основой для расширения производства, а для экономики в целом – экономического роста.

Кроме факторных доходов, в ВВП, подсчитанный методом потока доходов, включаются два элемента, не являющиеся доходами собственников экономических ресурсов.

Первым таким элементом выступают косвенные налоги на бизнес. Налог – это принудительная выплата домохозяйством или фирмой определенной суммы денег государству не в обмен на товары и услуги. Налоги делятся на прямые и косвенные. К прямым налогам относятся налоги на доход, наследство, имущество. Налогоплательщик и налогоноситель при этом является одним и тем же экономическим агентом. Косвенные налоги – это часть цены товара или услуги. Особенностью косвенных налогов является то, что их оплачивает покупатель товара или услуги, а выплачивает государству фирма, которая их произвела. Таким образом, налогоплательщик и налогоноситель в этом случае – разные экономические агенты. Поскольку ВВП – это стоимостной показатель, то как в цену любого товара, в него включаются косвенные налоги, которые при подсчете ВВП необходимо добавить к сумме факторных доходов. Хотя налоги являются доходом государства, они не включаются в сумму факторных доходов, поскольку государство, являясь макроэкономическим агентом, не является собственником экономических ресурсов.

Еще одним элементом, который следует учитывать (добавить) при подсчете ВВП по доходам является амортизация, поскольку она также включается в цену любого товара. Итак,

ВВП по доходам = заработная плата + арендная плата (включая условно-начисленную арендную плату) + процентные платежи + доходы собственников + прибыль корпораций + косвенные налоги + амортизация

ВВП «ПО ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ»

Третьим методом расчета ВВП является суммирование добавленных стоимостей по всем отраслям и видам производств в экономике (метод расчета по добавленной стоимости). Например, американская экономика делится на 7 крупных секторов, такие как промышленность, сельское хозяйство, строительство, сфера услуг и т.п.. По каждому из секторов подсчитывается добавленная стоимость и затем суммируется.

Очевидно, что величина ВВП, рассчитанная разными методами, должна быть одинаковой (различие может быть лишь на уровне статистических погрешностей). Теоретически такой вывод следует из того, что сумма стоимостей, добавленных каждой фирмой (на каждой стадии производства), равна стоимости конечной продукции. С другой стороны, добавленная стоимость есть разница между выручкой фирмы и расходами на покупку продукции других фирм, следовательно, она равна чистому доходу фирмы. Все это хорошо видно на диаграмме, соответствующей диаграмме 1 (определение добавленной стоимости)

Хлеб был продан покупателю за $25 (стоимость конечной продукции равна $25), доходы агентов составили: фермера $5 + мельника $3 ($8 - $5) + пекаря $9 ($17 - $8) + булочника $8 ($25 - $17) = $25, добавленная стоимость равна: $5 у фермера + $3 у мельника + $9 у пекаря + $8 у булочника = $25. Таким образом, все способы подсчета дали одинаковый результат - $25.

У каждого человек должны быть друзья, но никогда не угадаешь, где их можно обрести. Близкие по духу люди могут жить с тобой в одном подъезде, ходить вместе на занятия по рисованию или на спортивную тренировку. Их можно встретить во время туристической поездки, а еще они могут оказаться твоими одноклассниками. И, по-моему, школьная дружба всегда самая крепкая.

Со школьными друзьями ты не просто играешь во дворе или весело проводишь время на море, с ними приходится пройти через «огонь, воду и медные трубы». Под такими испытаниями я подразумеваю совместную подготовку докладов, написание контрольных работ, помощь друг другу во время уроков и незаметные подсказки отвечающим у доски.

Как известно, друзья познаются в беде, а в школьной жизни бывает множество ситуаций, когда требуется помощь товарищей. И тогда можно сразу понять, кому стоит доверять, а кому нет.

Хороший друг всегда поможет тебе разобраться со сложным предметом и выполнить домашнее задание, никогда не расскажет учителю о том, что у тебя под стулом спрятана шпаргалка. Он может даже одолжить тебе запасную футболку для физкультуры, если ты забыл свою дома, а преподаватель грозится поставить плохую оценку из-за этого.

Пройдя испытания на прочность, школьная дружба не угасает с годами. Порой школьные товарищи вместе поступают в университет и продолжают общаться там, затем они также поддерживают приятельские отношения, а после дружат семьями.

Так у моей мамы есть три лучшие подруги. Со всеми ними она вместе училась в школе. Несмотря на то что теперь они живут в разных городах, они часто ездят друг к другу в гости, постоянно созваниваются и много времени проводят за разговорами. Я надеюсь, что через много лет мне тоже удастся сохранить со своими школьными друзьями такие же крепкие отношения.

Цель: расширить знания детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.

Задачи:

  • в игровой форме рассказать детям о качествах настоящего друга;
  • формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе;
  • развивать навыки общения, необходимые для формирования дружбы и коллективизма в классе;
  • воспитывать чувство толерантности.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, ребята! Садитесь.

II. Сообщение темы классного часа

– Чтобы узнать тему классного часа, нам нужно разгадать кроссворд (Приложение 1 ).

По горизонтали:

  1. Она делает человека мягче и отзывчивее. (Доброта)
  2. Он помогает нам принимать разумные решения и мыслить. (Разум)
  3. Оно часто проявляется к пожилым людям. (Уважение)
  4. Без неё нельзя выполнить любой работы или выучить уроки. (Желание)
  5. Оно помогает нам долго хранить вещи, школьную мебель, игрушки. (Бережливость)
  6. Она помогает нам всегда выглядеть чистыми и опрятными. (Аккуратность)

– Какое слово у нас получилось по вертикали? (Дружба)

(Ученик рассказывает стихотворение)

Кто в дружбу верит горячо,
Кто рядом чувствует плечо,
Тот никогда не упадет,
В любой беде не пропадет.
А если и споткнется вдруг,
То встать ему поможет друг!
Всегда в беде надежный друг
Ему протянет руку.

III. Работа по теме

– Кто такой друг? Что такое дружба? В толковом словаре Ожегова, дается толкование этих слов.

Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь.
Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

– Немало примеров настоящей крепкой дружбы мы встречаем в художественной литературе.

Викторина «Кто с кем дружит»

Учитель называет имя литературного героя, а дети должны вспомнить его друга в произведении: Винни-Пух и … (Пятачок) , Малыш и … (Карлсон) , Русалочка и … (Себастьян) , Дениска и … (Мишка) , Робинзон Крузо и … (Пятница) , Чук и … (Гек) , Лев и … (собачка) , Д-Артаньян и … (Атос, Партос и Арамис)

– Давайте определим какими качествами должен обладать настоящий друг. А помогут нам ребята, которые подготовили небольшие зарисовки из школьной жизни.

Инсценировка рассказа «Друзья»

Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давайте вместе играть!».
– Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем. – сказал Максим.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!

– Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?

Вывод: Отдельные ребята склонны к дружбе только с теми, от которых можно что-то заполучить: игрушки, марки, книги и т.п. Эти ребята живут по правилу: «Ты мне – я тебе». Дружить нужно не для того, чтобы он (друг) тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно. А потому, что этот человек тебе близок, близки его интересы, взгляды, внутренний мир.

Рассказ «До первого дождя» (рассказывает ученица)

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице. Начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
– Сними свой плащ. Мы накроемся вместе, – крикнула на бегу Таня.
– Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном. Ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
– Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
– У Маши был плащ, а я шла в одном платье, – сказала Таня.
– Так вы могли бы укрыться одним плащом, скала учительница и, взглянув на Машу. Покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша – за себя, а Таня – за Машу.
– Что вы можете сказать о девочках и их дружбе?

– Почему обе девочки густо покраснели?

– А теперь послушайте стихотворение о дружбе и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему? (Ррассказывает ученик)

Друг напомнил мне вчера,
Сколько сделал мне добра.
Карандаш мне дал однажды,
Я в тот день забыл пенал,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок,
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка.
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счет.
Не влечет меня, ребята,
Больше к другу не влечет.

Инсценировка рассказа «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья. Обе учились только на пятерки.
– Мы во всем, во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
– Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые…
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
– Да, ты стала хуже …
– Я? – удивилась Соня. – Но ведь тройку-то получила не я!
– Тройку получила Вера, но она ведь получила её, потому что на днях болела. А ты обрадовалась – и это значительно хуже.

– За что мама осудила Соню?
– Что бы вы сказали Соне?

Вывод: умей сопереживать другу. Поддерживать его.

– Послушайте еще одну историю о дружбе (рассказывает ученик) :

Побил меня Гуляев Колька:
Зачем снежком я запустил?
Но я реветь не стал нисколько,
Я молча слезы проглотил.
Пришел домой, захлопнул двери,
Ничком свалился на кровать.
А я-то в дружбу нашу верил!
Но больше дружбе не бывать!
А собирались всем делиться,
Как настоящие друзья!
На теплоход один проситься:
Матросом – ты, матросом – я!
Хотели вместе мы по свету
Поплавать вдоль и поперек.
Ах, Колька, Колька, что ж ты это?!
Такую дружбу не сберег!
Ты не сберег мечты хорошей,
И вот всему конец теперь!
Но чьи шаги у нас в прихожей?
Кто приоткрыл тихонько дверь?
Да это Колька – так несмело
Вошел с поникшей головой:
– Прости уж! Сердишься? За дело!
Беда, горячий я какой!
Я подхожу к нему мириться
И говорю ему: – Ну что ж!
Я не сержусь. Чего сердиться?
Я так и знал, что ты придешь!

– Почему герой стихотворения был уверен, что друг придет?

Инсценировка рассказа «Так или не так?»

Переехала Аня на новую квартиру в другой район города. Жаль ей было расставаться со своими друзьями. В новой школе Аня никого не знала. Поэтому на уроках она ни к кому не обращалась и к ней никто. Всё присматривалась к учительнице, к школе, к классу. На перемене стояла в коридоре около окна одна, не играла, не ходила ни с кем.
Как-то на большой перемене подошла к ней одноклассница Галя и спрашивает:
– Ты еще ни с кем не дружишь?
– Нет, – ответила Аня.
– И я ни с кем не дружу, – вздохнула Галя. – Плохие у нас в классе девочки: Ленка – задавака, Вера – хитруля, Надя – врунья, а Ира – задира. Почти всех девочек перебрала Галя – все оказались плохими. Только про себя ничего не сказала.
– Просто не знаю, с кем ты можешь подружиться у нас?!
– Не волнуйся, – ответила Аня. – С кем я подружусь, я ещё не знаю. Зато знаю, с кем мне не надо дружить.
– Какой в рассказе изображена Аня? А Галя?
– Какие качества в одноклассниках отмечала Галя?
– Как Аня догадалась, с кем ей не надо дружить?
– Какими же качествами должен обладать настоящий друг:
доброта, преданность, бескорыстие, отзывчивость, честность, надежность, толерантность. Слово толерантность произошло от латинского слова терпение, терпимость. Быть толерантным означает уважать других, невзирая на различия.
– Посмотрите друг на друга. Есть ли среди нас хотя бы два совершенно одинаковых человека? Мы все разные: по внешним признакам, по интересам, по характеру, по способностям. Иногда бывает трудно сдержаться, когда мы замечаем, что человек выглядит не так, как нам нравится, думает иначе, поступает по-другому. Но чтобы не остаться в одиночестве, нужно развивать в себе уважение, терпимость к людям. А это значит быть толерантным . Надо быть добрее, внимательнее друг к другу, обращать внимание на то, что нас сближает, видеть достоинства людей, стараться лучше понять друг друга.
Сейчас в мире не простая обстановка. Во многих точках нашей планеты идут войны, случаются землетрясения, наводнения и другие стихийные бедствия. Люди вынуждены покидать свои дома и уезжать из родных мест, чтобы спастись от голода, разрухи, болезней. Они приезжают в другие города в надежде, что мы протянем им руку помощи, поделимся всем, что имеем сами. Эти люди разных национальностей, разных убеждений, разной веры. Они могут иметь другой цвет кожи.
Независимо от цвета кожи, национальности, все люди мечтают быть счастливыми, найти себе друзей: преданных, надежных, добрых, отзывчивых, честных. Если все люди будут обладать такими качествами, то на Земле исчезнут войны, конфликты, ведь мы все живем на одной планете Земля, мы команда одного большого корабля.

Ученик читает стихотворение «Всемирный хоровод» С.Я. Маршака.

Стих для детей
Всех народов и стран –
Для абиссинцев
И англичан,
Для итальянских детей
И для русских,
Шведских,
Турецких,
Немецких,
Французских,
Негров, чья родина –
Африки берег,
Для краснокожих
Обеих Америк;
Для желтокожих,
Которым вставать
Надо,
Когда мы ложимся в кровать;
Для эскимосов,
Что в стужу и снег
Лезут
В мешок меховой
На ночлег;
Для детворы
Из тропических стран,
Где на деревьях
Не счесть обезьян;
Для ребятишек –
Одетых и голых –
Тех, что живут
В городах или в селах...
Весь этот шумный,
Задорный народ
Пусть соберется
В один хоровод.
Север планеты
Пусть встретится с Югом,
Запад –
С Востоком,
А дети –
Друг с другом!

Рефлексия

– Давайте протянем свои ладошки навстречу новым друзьям. Обведите свою ладошку на бумаге, выбрав для этого один из цветов:

  • Красная ладошка – если тема нашего классного часа вас взволновала, и вы хотите еще больше узнать об этом.
  • Желтая ладошка – если вы еще не определились, интересна ли вам эта тема.
  • Синяя ладошка – если вас эта тема не интересует.

– Вспомните то, о чем мы с вами говорили и запишите на выбранной ладошке самое главное правило дружбы, которое вы для себя сегодня открыли. Прикрепите свои ладошки на нашей карте мира.

Мой класс очень отличался от других. Если в параллельных классах боролись за успеваемость и дисциплину, то мы старались быть дружными и искренними.

С Первого звонка мы как-то сразу сплотились и стали одной семьей. Конечно, у нас были отстающие по успеваемости ученики и

Хулиганы. Но, когда они поняли, что класс их не отвергает, а, наоборот, хочет помочь, то постепенно стали исправляться и радовать учителей и родителей.

Большую роль в сплоченности класса сыграла наша Первая учительница. Если кто-нибудь провинился, она оставляла весь класс после уроков и объясняла сразу всем о правильности или неправильности, совершаемых нами, поступков. Она всегда учила нас быть справедливыми не только со всеми своими друзьями, но также и с врагами.

Бывали, конечно, недоразумения и мелкие стычки с учащимися других классов, но мы всегда умели отстоять свое мнение Силой слова. Редко, когда дело доходило

До драки. Но и тогда наша дружба и взаимовыручка помогали нам победить.

Школьная дружба помогала и в учебе. Никто не стыдился попросить у друга помощи по, трудному для себя, предмету. Не обходилось, конечно, и без курьезных случаев, когда учителя находили у нас шпаргалки или ловили на подсказках. Но ни разу никто никого не выдал. С годами учебы вся школа знала про Крепкую и преданную дружбу в нашем классе. Поэтому за проделки спрашивали со всех сразу. Мой класс – моя гордость. Я знаю, что пройдут года и даже десятилетия, но мы всегда будем на одной волне. Ни время, ни расстояние не разлучат нас духовно. Мы всегда будем чувствовать друг друга и в горе и в радости.

Школьная пора оставит прекрасные воспоминания в наших умах и сердцах о лучших годах жизни. Но это будет не скоро, а сейчас давайте наслаждаться Школьной дружбой и учиться быть настоящими, красивыми душой, достойными людьми.

Ребенку на зимних каникулах дали задание – написать сочинение про свой класс и школьную дружбу. Опираясь на Ваш текст, написали свой. Жаль, конечно, что у них в классе не такие дружные ребята. Наверное классный руководитель загруженности не уделяет достаточное внимание детям; ребята почти не ходят в походы и на природу. Ну да ладно, главное, чтобы все они стали хорошими людьми.

Сочинения по темам:

  1. Мой класс очень отличался от других. Если в параллельных классах боролись за успеваемость и дисциплину, то мы старались быть дружными...
  2. Как зарождается, крепнет и закаляется настоящая школьная дружба, повествует сочинение на тему “Мой класс”. Детсадовские несмышленыши, севшие за школьную парту,...
  3. Школьная форма является неотъемлемой частью школьной жизни во многих странах. Большинство школ в России также требуют школьную форму. Тем не...

Карташева Валентина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МКОУ СОШ с УИОП пгт САНЧУРСК Кировской области
Населённый пункт: пгт. Сачурск Кировской области
Наименование материала: методическая разработка классного часа во 2 классе
Тема: Что такое школьная дружба?
Дата публикации: 25.12.2015
Раздел: начальное образование

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ПРЕДМЕТ: Азбука нравственности

Внеурочное занятие с учащимися 2 а класса «Что такое школьная

дружба?»

Карташева В.Г.. учитель начальных классов, высшей квалификационной

МКОУ СОШ с УИОП пгт Санчурск Кировской области
Цель: создание дружного и сплочённого коллектива. Задачи: - научить детей ценить друзей, дружбу, заботиться о близких людях; - дать понятие дружбы; - ознакомить с правилами дружбы; - учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали; - воспитывать бережное и тёплое отношение не только к близким, но и ко всем окружающим людям; - воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу; - развивать умения аргументировать свою точку зрения. Приветстви е -Приветствуем друг друга улыбкой, Мы сегодня будем говорить на очень серьезную тему. Но об этом узнаем попозже. - Давайте прослушаем песню В.Шаинского на слова М.Танича « Если с другом вышел в путь...» Слайд 1 -О чем эта песня? Как вы думаете о чем пойдет разговор на нашем занятии? -Ребята, давайте поговорим о школьной дружбе
.(Дружба)

-
Какое прекрасное слово – "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своем. Произносишь слово "дружба" – и с разу вспоминаешь веселых героев мультфильмов: это забавный Маугли со своим умным Балу, это музыкальный Львенок и мудрая Черепаха, это Винни-Пух со своими друзьями. Мир кино, мир героев мультфильмов, мир книги, наш мир, в котором мы живем, дарит нам прекрасное общение – общение с другом. Друг – это
любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней, друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту, друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний, друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Слайд 2 -Иногда говорят: Друзья не разлей вода. Как вы понимаете это выражение? -Что же такое дружба? Слайд 3 -Давайте прочитаем стихотворение и узнаем, как на этот вопрос отвечают другие. – Что такое дружба? – Спросила я у птицы. Это когда коршун Летает вместе с синицей. Спросила я у зверя: – Что такое дружба? Это, когда зайцу Лисицы бояться не нужно. А после спросила у девочки: Дружба – что такое? Это что-то огромное, Радостное, большое. Это когда ребята все сразу, Все вместе играют, Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети! Слайд 4 -А вот так слово толкуется в словаре В.И.Даля (
показать словарь)
Дружба – это близкие отношения, взаимная расположенность, привязанность друг к другу, основанные на взаимном доверии, преданности, общности интересов, идей, целей. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют дружеские отношения между странами.
Слайд 5 Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. -Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу». Начало пословиц появится на экране, а концовку вам нужно будет найти на карточках, которые я сейчас раздам. «Нет друга - ищи,…….(а нашёл – береги)». «Старый друг лучше……(новых двух)». «Не имей 100 рублей, ……(а имей 100 друзей)». «Человек без друзей,…..(что дерево без корней)». «Дружба – как стекло:….(разобьёшь – не сломаешь)». «Друга за деньги …..(не купишь)». «Сам погибай, …….. (а товарища выручай)». «Друг познается ….. (в беде)». «Дружба не гриб, ……(в лесу не найдешь)». «Дерево сильно корнями, ….(а человек – друзьями)». «Дружба крепка не лестью, …..(а правдой и честью)». Слайд 6 -Ребята послушайте рассказ Л.Н.Толстого «Два товарища». Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым. Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал. Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел. Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется. - Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил? - А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают. -Что вы можете сказать об этих мальчиках? Слайд 7 -Давайте вспомним персонажей из других произведений, которые действительно умели дружит. Предлагаю вам игру «Кто с кем дружит?» Слайд 9 -Посмотрим наши школьные фотографии
.
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадет, В любой беде не пропадет
Физминутка.
Давайте поиграем в игру «Поздоровайся!». Описание игры: Одному из учащихся завязывают глаза. Одноклассники, молча, по одному подходят и здороваются с
ним за руку. Водящий должен узнать, кто это. Слайд 10,11 -Ребята, давайте сформулируем правила дружбы. 1. Доверять другу. 2. Делиться новостями, успехами и неудачами. 3. Уметь хранить чужие секреты. 4. Радоваться вместе с другом его успехам. 5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. 6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций. 7. Защищать друга. 8. Не критиковать друга в присутствии других людей. 9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя. 10. Всегда выполнять свои обещания. Слайд 12 Оцените себя Слайд 13 Мимическая гимнастика Слайд 14 Подводя итог, Артем прочитает стихотворение. С другом разделю все вместе, С другом буду всегда честен. Если в чем-то я е прав, Друг поможет – он не враг. В обиду друга я не дам, Не променяю, не предам. От того беги скорей, Кто чернит своих друзей. Обижаться не спешу, Школьной дружбой дорожу. Слайд 15 -Выберите ту группу слов, которая подходит. - А почему вы не выбрали другую группу? -Все ли качества обязательно иметь другу?
Группа 1
добрый, вежливый, честный, щедрый, сильный, внимательный, заботливый, преданный, умеющий хранить секреты, отзывчивый, хорошо учится, любезный, терпеливый, доверчивый, веселый, строгий, общительный, бескорыстный, трудолюбивый
Группа 2
(по щелчку- убрать) трусливый, жадный, льстивый, богатый, ленивый, жадный, ябеда, глупый, вор, каприза, задира, лживый, злой, невежа
Предлагаю вам поиграть в игру «Дружеское рукопожатие». (На доске крепится большая ладонь из бумаги) Ребята, посмотрите, нам протягивают ладонь. Чем мы должны ответить? Правильно, мы тоже должны протянуть ладонь и пожать ее. Это значит, что к вам хорошо относятся и хотят дружить. (Для детей приготовлены цветные бумажные ладошки) Ребята, выбирайте любую ладошку и на обратной стороне напишите 3 слова, каким бы вы хотели видеть своего друга. Готовые ладошки прикрепите к большой ладони. Слайд 16 В заключении я хочу вам пожелать найти настоящего друга. Не дразнись, не зазнавайся, В школе всем помочь старайся. Зря не хмурься, будь смелей И найдешь себе друзей. Напоследок хочу подарить вам памятки
«Правила дружбы
». - Ребята, мы два урока говорили с вами о дружбе, изучали законы дружбы, учились играть вместе, дружно, учились помогать друг другу. В заключение поиграем в игру «Законы дружбы». Дети становятся в круг; передают друг другу маленькое «сердечко» и начинают предложение со словами
«Дружба –

это
… Исполняется песня «Если друг не смеется…». Слайд 17-18 Всем спасибо!