Тематическая неделя в детском саду «Моя семья»

Описание: данный материал предназначен для воспитателей детских садов, родителей.

Участники: дети и родители старшей группы детского сада.

Цель: расширять представления детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы.

Задачи:
Воспитательные:
воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека.

Обучающие:
формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, учить разбираться в родственных связях, проявлять заботу о родных людях.

Развивающие:
развивать творческие способности взрослых и детей в процессе совместной деятельности.

Что такое счастье? Каждый из нас понимает его по - своему. Для кого-то это ошеломляющая карьера, для других - полная свобода, для третьих - материальные блага, а ещё для одной, основной части нашего общества, на которой, собственно, и держится всё мироздание - это большая и дружная семья, где всегда звучит хрустальный детский смех и пахнет пирогами.

Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
М. Лангер

Слово «Семья» для ребёнка означает то, что у каждого человека должны быть мама, папа и чудесное маленькое «гнездышке», где царит любовь, тепло и ласка.
Семья – это дом, близкие родственники, завтраки, обеды и ужины вместе, это яркие и весёлые праздники, это любовь и забота, радость и печаль, привычки и традиции, это самое большое богатство на свете.

Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается Всероссийский день семьи, любви и верности. По православному календарю это день памяти святых Петра Февронии Муромских.

В преддверии праздника в нашей группе «Ладушки» были проведены различные мероприятия, в которых приняли активное участие не только дети, но и их родители. Они принесли семейные фотографии, а мы воспитатели вместе с детьми оформили стенгазету.

Создавалась необходимая развивающая среда: были подобраны материалы, атрибуты, для игровой и театрализованной деятельности; дидактические игры, иллюстрации, художественная литература по теме «Семья».

С детьми были проведены беседы «С кем я живу», «Как я помогаю дома», «Как мы отдыхаем». Дети рассказывали о своей семье, о том, как они проводят время с мамой и папой.

Дети с интересом играли в пальчиковую игру «Дружная семейка», а затем нарисовали свою семью, превратив каждый пальчик в дедушку, бабушку, папу, маму и себя.

С удовольствием дети участвовали в различных словесных играх: «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Подбери слова - действия», рассматривали альбомы с семейными фотографиями, слушали рассказы Н. Носова, В. Драгунского, играли в сюжетно-ролевую игру «Семья», обыгрывали ситуации «Вся семья дома», «Бабушка устала», «Братик плачет» и т.д.

Конструировали из деталей конструктора «Дом, в котором мы живем» и закрепили знания детей о домашнем адресе.

Мы решили с детьми организовать выставку детского творчества «Моя семья»
Наши воспитанники очень старались! Им пришлось хорошенько потрудиться, чтобы получились замечательные портреты любимых членов семьи.

Для создания детских работ была использована техника «Оригами». Сложенные фигурки дети украшали и оживляли с помощью рисования. После чего каждая фигурка приобретала свой собственный неповторимый характер.
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети получили заряд положительных эмоций.




А ещё мы предложила папам принести поделки, сделанные своими руками для оформления выставки «Папа может...! ». С какой гордостью дети демонстрировали поделки своих пап и рассказывали, из чего же они сделаны. Какая получилась красота!
Совместный процесс объединил детей и родителей. Выставка удалась!
Участие семей в конкурсах не только помогло сделать интересным семейный досуг, но и объединило детей и взрослых в общих делах.
Очень порадовало то, что родители не остались равнодушными: собирали фотографии, мастерили вместе с детьми интересные поделки.

Вся неделя прошла в атмосфере творчества, интереса, познавательной активности.

Дети глубоко прочувствовали тему недели, дали волю фантазии. Любая деятельность, будь то игра или творчество, была наполнена теплом, семейным счастьем, радостью. Дети изображали семейные портреты, инсценировали сюжеты совместного семейного отдыха и труда, создавали интересные композиции из различных материалов. Работы детей удивляли оригинальностью, яркостью, трогательностью, излучали добрый свет и тепло семейного очага.

Я хочу от всего сердца пожелать всем детям на земле: крепких, счастливых, благополучных семей, любви и гармонии.

Пусть мамы и папы всегда будут рядом!

А детей чем больше, тем лучше. Ради них мы живём!

Пусть каждая семья растёт и крепнет и пусть живёт любовь в каждой семье, в каждом доме!

«Любовь к Родине начинается с семьи».

Цель проекта.

1. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.

2. Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям, к ЗОЖ.

1.Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

2. Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

3. Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

4. Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, где ребёнок будет чувствовать себя желанным и защищённым.

5. Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

6. Формирование у детей доброжелательного отношения к родным и близким.

Актуальность проблемы.

Семья – это первый коллектив ребёнка, естественная среда его обитания, со всем многообразием отношений между её членами, богатством и непосредственностью чувств, обилием форм их проявления – всем тем, что создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.

В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведёт к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности. Каждое поколение, воспринимая ряд традиций, должно выбирать не только будущее, но и чтить своё прошлое, свято и бережно хранить не только традиции своей семьи, но и своего народа. Злободневны в настоящее время и проблемы нравственно патриотического воспитания подрастающего поколения, а так же формирования представлений о здоровом образе жизни.

Приступая, к составлению проекта, я задалась целью, так построить совместную работу с родителями, что бы наши дети росли не «Иванами, не помнящими своего родства», а продолжателями семейных традиций своих родителей, настоящими патриотами своей Родины, а так же физически и нравственно здоровыми членами общества.

Ожидаемые результаты.

1. Вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада.

2. Формирование доверительных, доброжелательных отношений между ребёнком и взрослым (родителями, педагогом и т.д.).

3. Распространение лучшего опыта семейного воспитания.

4. Расширение круга семейных праздников.

Участники проекта: дети, воспитатели, родители.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (1 год).

Срок реализации: учебный год.

Предполагаемый результат:

С малых лет ребёнок может ощутить причастность к жизни своего народа, почувствовать себя сыном не только своих родителей, но и всего Отечества. Это чувство должно возникнуть ещё до того, как ребёнок осознает понятия «родина», «государство», «общество».

Ко всему прочему патриотическое воспитание формирует в будущем человеке любовь к другим людям, учит помогать людям, воспитывает в человеке благородство. Поэтому сегодня первоочередная задача всех педагогов воспитывать в детях любовь к родине, к своему городу, к своей семье и друзьям, учить помогать друг другу, в общем, воспитать настоящего достойного человека – гражданина Российской Федерации.

1 этап. Подготовительный (сентябрь)

Мероприятия:

  • Анкетирование родителей, диагностика детей и определение перспектив;
  • Установление партнёрских отношений воспитателей, родителей, детей, создания единого социокультурного пространства;
  • Подбор методической, художественной литературы;
  • Составление перспективного плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий, подбор и изготовление дидактических пособий.

3 этап. Заключительный (конец июня)

Повторное анкетирование и диагностика детей.

Перспективное планирование по работе с детьми.

Содержание работы Срок Ответственный
1. Изготовление подарков к празднику пожилых людей.

Участие в концерте на праздник «День пожилых людей»

Беседы детей о своей семье.

Составление рассказов на тему «Моя семья»

Октябрь Воспитатели

Воспитатели,

муз.работник

Воспитатели

Воспитатели

1. Цикл занятий о маме «Моя мама лучше всех», «Что умеют наши мамы», «Мамы разные нужны, мамы всякие важны».

Чтение художественной литературы о маме, заучивание стихов про маму.

Изготовление подарков к празднику мам.

Оформление выставки «Розы для мамочки».

Участие в празднике «День матери»

Ноябрь Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, муз работник.

1. Цикл занятий «Как мои мама и папа заботятся обо мне», «Трудно ли быть мамой?», «Трудно ли быть папой?»

Проигрывание этюдов по психогимнастике: на выражение положительных эмоций по отношению к близким людям.

Оформление новогоднего приглашения на утренник для своих близких.

Декабрь Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели.

1. Беседы «Как я провёл рождественские праздники в семье», «Как мы отдыхаем всей семьёй», «Встречаем гостей»

Изготовление поделки «Рождественский ангел» в подарок родителям.

Участие в семейном празднике «Рождественские встречи»

Январь Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели,

муз.работник

1. Беседы «Где работает мой папа», «Я горжусь папой, «Мой папа – защитник Отечества».

Игры военного характера «Мы пограничники», «Мы военные», игры в «солдатиков».

Выставка детского рисунка «Мой папа – военный»

Изготовление подарков папе.

Чтение художественной литературы о военных, рассматривание иллюстраций, разучивание стихов, песен к празднику пап.

Февраль Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, муз.работник

1. НОД «Никого роднее мамы в целом мире нет». Беседа «Чем можно порадовать маму», «Как мы поздравляем маму».

Выставка детского рисунка «Моя мама прекрасная дама».

Изготовление подарков для мам и бабушек.

Чтение рассказов о маме, заучивание стихов.

Организация для девочек сюжетно-ролевой игры «Салон красоты»

Март Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, муз.работник

Воспитатели

1. Беседа «Мои домашние любимцы» (истории их появления в семье).

Заучивание стихов, пословиц, поговорок о семье.

Изображение домашних любимцев (по желанию ребёнка лепка, аппликация, рисование)

НОД «Что? Где? Когда?» (о домашних животных)

Апрель Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

1. Беседа «Как появилась моя семья?», «Древо моей семьи».

Выставка детского рисунка «Семья глазами ребёнка»

Май Воспитатели

Воспитатели

1. Участие в празднике «День защиты детей»

Участие детей в рисунке мелом на асфальте «Мир глазами детей»

Беседы «Как я помогаю папе», «Мой папа лучше всех».

Выставка детского рисунка «Мужчины в жизни нашей семьи»

Участие в празднике «День отца»

Июнь Воспитатели, муз.работник

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели, муз. работник

Перспективное планирование по работе с родителями.

Содержание работы Срок Ответственный
1. Общие родительские собрания:

1. «Единый стиль общения с ребёнком в детском саду и дома».

2. «Как стать счастливыми родителями».

3. «Положи своё сердце у чтения»

4. Родительское собрание отцов. Анкетирование «Хороший ли Вы отец?»

Сентябрь Заведующий, воспитатели
2. Наглядная агитация:

1. Папка-раскладушка «Как провести именины в семье?»

2. Папка-раскладушка «Что значит имя, фамилия?»

3. Папка-раскладушка «Новогодний праздник в семье»

Октябрь Воспитатели
3. Праздники:

1. «День пожилых людей»

2. «День матери»

3. «День защитника Отечества»

5. «День защиты детей»

6. «День отца»

Октябрь Воспитатели, муз.работник
4. Творческие домашние задания:

1. Оформление визиток именинника.

2. Составление словаря имён членов семьи.

3. Оформление фотоальбомов «Моя семья»

4. Отбор фотографий для стенда «Самый счастливый день в моей семье»

5. Оформление родословного дерева.

Октябрь Родители

Родители, дети

Родители

Родители, дети

Родители

5. Развлечения:

«Рождественские встречи»

Январь Воспитатели
6. Консультация на тему: «Как составить родословную своей семьи» Май Ст.воспитатель
7. Конкурсы:

1.«Любимое семейное блюдо»

2. «Семейный герб»

3. «Лучшее оформление семейного дерева»

Май Родители

Родители

Родители

8. Фотовыставки:

1.«Семейное увлечение»

2. «Учусь быть папой»

3. «Мужчины в жизни нашей семьи»

Май Родители

Родители

Родители

9. Акции:

2. «Лучший скворечник»

3.«Семейное дерево» (посадка деревьев, кустарников на участке детского сада).

4. «Нам нужны в ремонте группы папины умелые руки».

Декабрь Родители

Родители

Родители

Родители

Используемая литература.

  1. Ю.А.Гладкова «Взаимодействие с семьёй».
  2. Е.И.Колоярцева «Детский сад и родители».
  3. Е.С.Евдокимова «Технология проектирования в ДОУ».
  4. Л.М.Шипицык «Азбука общения».
  5. Г.А.Козлова «Мой мир».
  6. В.В.Ищук «Домашние праздники».

Конспект по ознакомлению с социальным окружением в старшей группе.

Тема: «Моя семья»

Воспитатель Кравченко Галина Петровна.

Цель: Формирование представлений о семье.

Задачи: Обобщать и систематизировать представления детей о семье. Учить определять членов семьи на фото, рассказывать о них, отвечать на вопросы предложением.

Упражнять в употреблении уменьшительно - ласкательной формы существительных.

Развивать речь, память, внимание, мышление.

Воспитывать уважение и заботливое отношение к своей семье.

Оборудование: ИКТ, семейные фотографии детей.

Предварительная работа: Рассматривание альбома «Моя семья», беседы по теме: «Моя семья», сюжетно - ролевая игра «Моя семья», чтение: Д. Габе «Моя семья», Л. Квитко «Бабушкины руки».

Ход образовательной ситуации:

Слайд № 1

Воспитатель обращает внимание детей на фотографии.

Воспитатель: Ребята, чья это семья? Назовите, пожалуйста, членов своей семьи. Расскажите, как зовут их. Кем работают родители? Чем занимаются дома? Что вы делаете все вместе? Как проводите свободное время?

Три - четыре ребёнка рассказывают о своей семье.

Воспитатель : Семья может быть маленькая как у Егора, или большая как у Виталика. В одной семье могут жить люди разного возраста. Есть семьи, где у родителей один ребёнок, или есть брат или сестра. Ребята у кого есть брат? Саша, расскажи о своём брате. Кто из вас старший, а кто младший? Чем вы занимаетесь вместе?

У кого есть сестра? Вика расскажи о своей сестре.

Воспитатель : Ребята, вы так хорошо рассказывали о своей семье. В семье все друг друга любят, поэтому называют друг друга ласково и нежно.

Дидактическая игра: «Скажи ласково»

Как ласково можно назвать маму?

Мамочка - мамуленька - маменька,мамуля.

Таким образом дети изменяют слова.

Дочь - доченька, дочурка.

Сын - сынок, сыночек, сынуля, сынишка.

Папа - папочка, папуля, папенька.

Дед - дедушка, дедуля, дедуличка.

Бабушка - бабуля, бабулечка.

Сестра - сестричка, сестрёнка.

Брат - братишка, братик.

Внук - внучок, внучек.

Внучка - внученька.

Воспитатель: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается вы добрые и ласковые по отношению к своей семье. А сейчас давайте сосчитаем кто живёт у нас в квартире

Физкультминутка «Кто живёт у нас в квартире?»

Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире. (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка, (наклоны вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я. (повороты вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Слайд № 2

Сюжетная картинка «Моя семья»

Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку и назовите всех членов семьи, изображённых на ней. Молодцы.

А теперь отгадайте загадки:

Вместе дружно мы живём.
Мама, папа, брат и я.
Вместе кушаем и пьём.
Потому что мы (семья).

Кто дороже всех на свете?
Кто для нас любимый самый?
Для неё святое дети.
Ну конечно это (мама).

Кто же трудную работу

Может делать по субботам? —

С топором, пилой, лопатой

Строит, трудится наш... (папа)

Кто любить не устает,

Пироги для нас печет,

Вкусные оладушки?

Это наша... (бабушка)

Молоком нас угостит.
Даст покушать хлебушка.
И проделки все простит.
Наш любимый (дедушка).

Мы игрушки делим с ним.
Мне машинка, ему мишка.
Вместе за столом сидим.
Он мой младшенький (братишка).

Бант огромный у неё.
И красивая косичка.

Иногда она поёт.

Моя лучшая (сестричка)

Воспитатель: Ребята, мне очень хочется узнать какие у вас родители, бабушки, дедушки, братья и сёстры. Расскажите.

Мама (какая?) - любимая, хорошая, красивая.

Папа (какой?) - сильный, смелый, трудолюбивый, строгий.

Бабушка (какая?) - добрая, ласковая, заботливая.

Брат (какой?) - весёлый, быстрый, весёлый.

Сестра (какая?) - красивая, весёлая, умная.

Воспитатель : Молодцы, ребята, много хороших, добрых слов сказали о своих родных. А сейчас поиграем в игру «Кому, что нужно?» Я покажу вам предметы, а вы мне скажите, кто чаще всего пользуется ими в семье.

Дидактическая игра «Кому, что нужно?»

Слайд № 3

Машина, молоток, отвёртка, дрель.

Слайд № 4

Стиральная машинка, фен, пылесос, кастрюля.

Слайд № 5

Клубок, спицы, фартук, сковорода.

Слайд № 6

Компьютер, книга, портфель, тетрадь.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы узнали многое о ваших семьях, о том, как вы любите всех членов своей семьи. Что вам больше всего запомнилось?

И в заключении послушайте стихотворение

Семья
Семья - это счастье, любовь и удача,

Семья - это летом поездки на дачу.
Семья - это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья - это труд, друг о друге забота,
Семья - это много домашней работы.
Семья - это важно!
Семья - это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Программное содержание

Образовательные задачи : формировать навыки выразительного исполнения мелодий песен; развивать умение согласованно выполнять танцевальные движения в паре.

Развивающие задачи : развивать навык осознанного внимательного восприятия больших музыкальных произведений, эмоционально сопереживая их настроению.

Воспитательные задачи : воспитывать чувство любви к своим близким и родным, к своей семье; продолжать развивать такие качества личности ребенка, как сочувствие и сопереживание; совершенствовать умение оценивать свои поступки и поступки окружающих.

Словарь: ввести в активный словарь детей слово «сочувствие»; объяснить значение слова «бессердечность».

Музыкальный репертуар: «Утро» (Э. Григ); «Мелодия» (А. Рубинштейн); «Золотая свадьба» (Р. Паулс); «Губки бантиком» (О. Попкова).

Предварительная работа : знакомство с песней «Золотая свадьба» Р. Паулса; организация выставки детских рисунков «Папа, мама, я — дружная семья»; беседа о доброжелательных отношениях в семье.

Ход занятия

Дети входят в зал под музыку «Как прекрасен этот мир...» Д. Тухманова.

Музыкальный руководитель : Доброе утро, ребята! Я приготовила для вас картину. Скажите, пожалуйста, кто изображен на этой картине? Как можно назвать этих людей одним словом? Правильно — это семья, в ней живут родные, любящие друг друга люди. Ведь не даром говорится, что семья — это лаборатория любви.

Люблю я маму, папу

И братика с сестричкой,

И я ее не дергаю за тонкие косички,

И с братом я не ссорюсь уже почти два дня.

Я деда с бабушкой люблю,

И любят все меня.

Ведь дедушка и бабушка,

Сестра и брат, и я,

И папа с мамой-ладушкой —

Мы дружная семья.

— Ребята, ваша семья — это самое дорогое, что есть у вас на свете. Ее надо любить и беречь. Скажите, пожалуйста, относитесь ли вы с уважением к своим бабушкам и дедушкам? Что бы вы хотели им пожелать? (Ответы детей — здоровья, радости, долголетия.)

Дети исполняют песню «Золотая свадьба» Р. Паулса.

Музыкальный руководитель : Ребята, а вы переживаете за своих родителей? Когда родители расстроены или плачут, больно ли вашей душе? Запомните: умение разделить печаль и душевную боль другого человека называется сочувствием. Ребята, я открою вам секрет: оказывается, взаимоотношения в семье зависят от каждого, кто в ней живет, и в первую очередь от вас. В семье мы учимся проявлять внимание и заботу о старших. А как это у вас получается, мы сейчас проверим. Представьте себе, что ваша мама пришла с работы чем-то расстроенная, усталая. Какими действиями мы можем ее поддержать, изменить ее настроение?

Проводится тренинг «Усталая мама» . Воспитатель изображает усталую маму, пришедшую с работы. Кто-то из детей берет ее тяжелые сумки, другие приносят домашние тапочки, третьи готовят для нее горячий чай с лимоном, а кто-то подошел, обнял свою мамочку и тихонько прошептал ласковые слова «Солнышко мое, как я тебя люблю».

Музыкальный руководитель : Молодцы! Я рада, что в ваших сердцах живет забота и любовь к своим близким. А доставить радость своим родным можно не только добрыми словами, но и добрыми делами. Расскажите, пожалуйста, как вы это делаете?

1-й ребенок:

А что же сестренка

Скучает в сторонке?

Волшебное что-нибудь

Сделай сестренке!

Вдруг ты обернулся ретивым конем —

Галопом сестренка помчалась на нем.

2-й ребенок:

Хоть мама еще не вернулась с работы,

Не трудно узнать ее думы, заботы:

«Вернусь — хорошо бы пошить, повязать,

Да надо с уборкой возиться опять!»

И ты совершаешь веселое чудо —

Ковер засверкал, просияла посуда!

И ахнула мама, вернувшись домой:

«Да это как в сказке! Волшебник ты мой!»

Воспитатель: А сейчас я приглашаю вас поиграть в игру «И я тоже!». Я буду называть поступки, если они добрые — вы скажите: «И я тоже», если нет — то промолчите.

— Я убираю свои игрушки — и я тоже.

— Я ругаюсь с братом — ....

— Я укладываю спать сестренку — и я тоже.

— Я поливаю цветы — и я тоже.

— Я разбрасываю свои вещи — ....

— Я дергаю кошку за хвост — ....

— Я играю с младшей сестренкой — и я тоже.

— Я помогаю бабушке нести тяжелую сумку — и я тоже.

— Я не здороваюсь с соседкой — …

— Я мою посуду и пол — и я тоже.

Проводится игра «Заботимся о родителях и своих близких».

Педагог, поочередно бросая детям мяч, спрашивает, как можно проявлять заботу в следующих ситуациях:

— мама заболела;

— папа очень устал;

— у мамы много дел по хозяйству;

— у папы неприятности на работе;

— у бабушки грустное настроение;

— у дедушки болит голова;

— у братишки сломалась машинка;

— сестренка испачкала платье.

По окончании игры педагог просит детей поступать в жизни так, как они говорили.

Воспитатель: Да, ребята, добрые дела, которые вы делаете для своих близких, поднимают им настроение, радуют их. Любовь папы, мамы, бабушки, дедушки согревает нас, как солнышко в маленькой стране под названием Семья. И от этой любви наши ребятки расцветают, как прекрасные цветочки, и с удовольствием исполняют танец «Губки бантиком».

Дети исполняют танец под музыку «Губки бантиком» О. Попкова.

Музыкальный руководитель : А сейчас мне хочется рассказать вам сказку «У солнца»:

Жил-был на свете мальчик. Не было у него ни отца, ни матери. Был он сиротой. Как-то раз постучался он в дверь богатого дома, чтобы попросить кусок хлеба. Богатая женщина выглянула из окошка и сказала: «Прогоните прочь этого нищего!». Глотая слезы, малыш отошел от богатого дома. Он шел по дороге и думал: «Никто меня в этой жизни не любит, кроме солнышка. Только оно согревает меня своим теплом». Дело близилось к вечеру, солнце садилось за горизонт. Мальчик решил идти вслед за солнцем. Вдруг по дороге ему повстречался пастух, который участливо спросил: «Малыш, куда ты идешь один? Уже темно». Мальчик ответил: «Я иду в гости к солнцу, потому что никто, кроме солнышка, меня не любит». Пастух погладил мальчика по голове и сказал: «Пойдем со мною! У меня у самого трое ребятишек! А там, где есть место троим, найдется место и четвертому!». Взявшись за руки, они отправились в дом пастуха. Дом пастуха дышал теплом и уютом, за столом сидело трое малышей, которых мама кормила парным молоком и горячим хлебом. Жена пастуха с улыбкой сказала: «Садись с нами за стол, малыш! Ты, наверное, очень устал». Малыш уснул, ласково прижавшись к своей новой маме. А ночью мальчику приснился удивительный сон: как будто солнышко нежно обнимает его своими лучами.

Музыкальный руководитель : Скажите, пожалуйста, ребята, как отнеслись к мальчику пастух и его жена? А была ли доброй и сердечной женщина из богатого дома? Ребятки, как вы думаете, все ли люди могут разделить печаль и радость другого человека? Видите, как опасно бывает равнодушие, оно может вырасти в такое страшное качество, как бессердечие. Да, наши сердца должны быть чуткими и добрыми, честными и нежными, чтобы сохранить любовь к родному дому, родной семье и пронести ее через всю свою жизнь!

Воспитатель : А сейчас, мои дорогие, я приглашаю вас нарисовать своих близких: папу, маму, бабушку, дедушку, братика, сестренку!

Цветотерапия «Моя семья» . Звучит классическая музыка «Утро» Э. Грига, «Мелодия» А. Рубинштейна или по выбору.

Воспитатель : Молодцы, ребята, вы нарисовали замечательные рисунки!

Обожают здесь детишек,

Дарят книги, кукол, мишек,

Все сокровища земли —

Полон этот дом любви.

Здесь читают на ночь сказки,

Здесь живут добро и ласка!

Здесь целуют перед сном...

Это наш любимый дом!

Дети под музыку «Как прекрасен этот мир...» Д. Тухманова выходят из зала.

Любовь Гончарова
Тематическое планирование «Моя семья» (по ФГОС) (старшая группа)

Тематическое планирование : «Моя семья » (по ФГОС ) .

Приоритетная образовательная область :

Социально – коммуникативное развитие.

Возрастная группа : Старшая

Цель : Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье .

Задачи : Обогатить представления о семье : дать первоначальные сведения об истории семьи , родственных отношениях. Уточнить наиболее значимую информацию о родных ребенка, необходимую для нормальных взаимоотношений (каждый член семьи – личность , но всех объединяют общие дела, радости, семейные традиции. Учить строить генеалогическое древо семьи , способствуя осознанию ребенком себя как частицы, причастной к истории и жизни семьи . Формировать основу нравственности во взаимоотношениях с родителями, воспитывать чувство уважения к старшим членам семьи , желание помогать тем, кто в этом нуждается и заботиться о них. Формировать и развивать коммуникативные навыки и способности (сотрудничество, взаимопомощь, умение договариваться, считаться с мнением других, справедливо решать споры, дружелюбность). Предоставлять детям возможность реализовывать свои потребности в обыгрывании характеров, сюжетов, ролей. В процессе художественного творчества детей закладывать нравственные основы отношения к семье и умение выразить своё эмоциональное состояние и настроение.

Развитие семейного творчества и сотрудничества семьи и детского сада .

Понедельник.

Тема дня : «Что такое семья

Организация НОД на основе коммуникативной, игровой и изобразительной деятельности :

Беседа «Как вы понимаете : что такое семья ?». Дидактические игры : «Собери цепочку» , «Правильно - неправильно» . Чтение пословиц о родителях, семье , объяснение их смысла. Пальчиковая игра «Дружная семья » . Сюжетное рисование «Моя семья » .

«Семейная зарядка» . Рассматривание картины : «Какая у меня семья . Отгадывание загадок по теме. Поисково-исследовательская деятельность : проведение сравнительного анализа с фотографиями родственников «Чем похожи?» . Слушание песни О. Девочкиной «Моя семья » . П/игра «Паутинка» . С/игра «Семья » .

Проектирование ППС в рамках реализации образовательной темы :

Книги, иллюстрации и картинки «Семья » , репродукций, фотографий с изображением различных семей. Атрибуты к играм, предметы заместители для игр, костюмы. Материалы и инструменты для рисования, лепки, аппликации и художественного труда, книжки-раскраски тематического характера , схема последовательного рисования человека.

«Семья » (мебель, предметы быта, одежда для членов семьи ) .

Тема дня : «Традиции моей семьи » .

Организация НОД на основе познавательно-исследовательской и двигательной деятельности :

Знакомство с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом» : рассмат-ривание фотографий, их комментирование. Беседа о семейных традициях.

Игра «Бабушкин сундук» . Прочтение сказки К. Д. Ушинского «Умей обождать» . Игра малой подвижности «Было у мамочки десять детей» .

«Семейная зарядка» .

Беседа на тему «Мы должны беречь друг друга» . Д/упр : «У нас гости» . «Семейное сердце» (рисование с элементами ручного труда) : Учить через символы передавать образные представления о своей семье : сердце – любовь и добро в семье , каждый цветок – это образ члена семьи . Просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон» . Игра с мячом «Кто ты мне?» . С/р игра «Путешествуем семьей » .

Тема дня : «Совместный труд в семье » .

Организация НОД на основе коммуникативной деятельности и элементарного бытового труда :

Игровая ситуация. Беседа о совместном труде в семье по вопросам : - Что значит трудиться совместно? - Почему все члены семьи трудятся вместе ? - Как можно поддерживать порядок в доме? - Какие домашние обязанности выполняете вы?

Игра «Наведем порядок» .

Семейная зарядка». Рассматривание картины «Порядок или беспорядок?» Чтение стиха Н. Григорьевой «Кому убирать?» . Обсуждение. Дидактическая игра «Корзина добрых дел» . Ручной труд «Вкусные сюрпризы» . Дежурство по столовой. Составление рассказов на тему : «Как я помогаю дома» , «Профессии моих родителей» . Н/игра «Моя семья » («Давайте справедливо распределим обязанности» ).

Тема дня : «Что такое родословная?» .

Организация НОД на основе игровой, восприятия художественной литературы и изобразительной деятельности :

Пальчиковая гимнастика «Семья » .

Прочтение стихотворений Яна Кима

«Мама с папой моя родня» . Игра «Назови ласково» . Знакомство с понятием - что такое родословная? Составление рассказа «Моя родословная» (с поддержкой воспитателя) . Игра «Закончи предложение» . Составление семейного древа на основе изобразительной деятельности.

«Семейная зарядка» . Рассматривание картины «Учимся уступать друг другу» . Решение проблемной ситуации : инсценировка истории «Телевизор» .

Упражнение «Ступеньки взросления» . Разучивание стиха Н. Григорьевой «Родовое дерево» . Составление рассказов на предложенную тему : «Моя бабушка и дедушка» . Магнитная игра «Составь портрет» . П/игра «Упрямые козы» .

Тема дня : «Дом, в котором мы живем» .

Организация НОД на основе коммуникативной, музыкальной, игровой деятельности :

Игровая ситуация : письмо с загадкой. Составление и отгадывание загадок о доме, предметах окружения в нем. Игра «Расставь мебель по комнатам» . Слушание музыкальных произведений русских композиторов : В. Шаинский, М. Танич «Родительский дом» . Разучивание музыкально-ритмических упражнений в сопровождении данной песни. М/и «Спой имена родных ласково» .

«Семейная зарядка» .

Этюд «Утреннее фото» .

Творческая мастерская : коллаж «Картина для дома» .

Обыгрывание ситуаций «Вечер. Вся семья дома » , «Бабушка устала» , «Братик плачет» .

Пальчиковая игра «Кто живёт у нас в квартире» .

Конструирование из деталей конструктора «Дом, в котором мы живем» . Закрепление знаний детей о домашнем адресе.

Итоговое мероприятие : Семейный досуг «Моя семья – моё богатство .